Темп роста альтернативного школьного образования будет резко нарастать. По новому закону «Об образовании в РФ» с 1 сентября 2013 года:
необязательно получения общего среднего образования; устанавливаются правовые основы для коммерциализации образования; образовательные учреждения полностью переводятся на нормативно-подушевое финансирование; предоставляется право вести занятия в школе лицам, не имеющим педагогического образования. Кроме того, ЕГЭ узаконивается как единственная форма сдачи выпускных экзаменов при отсутствии универсальности содержания федеральных государственных образовательных стандартов.
«Закон во многом направлен на реализацию майских указов президента, много нововведений ждем мы от этого закона. Мы ожидаем обновления нормативно-правовой базы, закрепления многих позиций, которые ранее не были прописаны. К примеру, закрепление такого важного для учительства параметра, как сохранение средней по региону заработной платы», – говорит замдиректора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Ирина Тараданова
По словам главы омского Минобраза, «этот учебный год 2013-2014, он своего рода эпохальный, поскольку с него начинается реализация нового закона «Об образовании в РФ». Он концептуально отличается от уходящего закона, который прорегулировал сферу образования 20 лет. Много новаций, много финансовых схем отработано, в частности, что касается функционирования и развития сельских школ, финансирования семейного образования. Сегодня мы подготовились тщательно и основательно, чтобы на практике реализовывать новый закон».
По статистике, около 100 тысяч семей в России ежегодно предпочитают обучение в форме экстерната, семейного образования или индивидуально на дому. Такое среднее образование получило 1,5 млн. россиян.
Семейное образование популярно более чем в 45 странах мира. Только в США в 2007-2008 гг. насчитывалось около 1,5 миллионов «хоумскулеров» (детей, получающих образование в семье), создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы о домашнем образовании. Ежегодно число «домашних учеников» в США увеличивается на 5-12%. В Европе семейное образование распространено в таких странах, как: Австрия, Великобритания, Венгрия, Италия, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия.
Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения. Согласно ст.10 ФЗ РФ «Об образовании», семейное образование представляет собой одну из форм освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Следует отличать семейное образование от обучения на дому (домашнего обучения) по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок. В отличие от этого, при семейном образовании роль учителей чаще всего выполняют сами родители.
Следует отличать семейное образование от экстерната, поскольку учащиеся на семейной форме обучения могут являться учащимися конкретной школы со всеми правами и обязанностями, между родителями и директором этой школы заключается договор, а за обучение в семье родителям выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством. Экстернат же ничего из перечисленного не предусматривает и, по сути, представляет собой аттестацию учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе.
В соответствии с п.3 статьи 50 Закона РФ «Об образовании» а также, п. 1.3 «Положения о получении общего образования в форме экстерната», при получении учащимся семейного образования экстернат возможен как способ промежуточной и итоговой аттестации учащегося. По закону, решение о переводе учащегося на семейное обучение принимается родителями ребенка или лицами, их заменяющими (законными представителями). Они имеют законодательно закрепленное право перевести ребенка на такую форму обучения с любого класса.
Почему родители принимают решение о выборе семейной формы образования для своих детей? Иногда это связано с желанием избавить ребенка от перегруженности школьной программы дополнительными (не входящими в федеральный минимум) предметами. Некоторые родители, напротив, считают школьную программу недостаточно насыщенной, не отражающей образовательные потребности их семьи и детей. Это решение может быть связано и с желанием избежать пагубного влияния сверстников — не секрет, что в школе имеют место такие проблемы, как детская и подростковая агрессивность, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Из интервью Игоря Чапковского, руководителя ассоциации родителей «Свободное развитие», автора интернет-проекта, посвященного домашнему обучению, «РИА НОВОСТИ»: «По российскому законодательству родители могут обучать ребенка вне стен школы в следующих случаях. Во-первых, перейдя на семейную форму обучения. Ребенок является учеником своей школы, проходит в ней аттестацию, но обучается дома. Формы аттестации и все условия взаимодействия со школой определяются договором между родителями и школой. Учащийся может приходить на консультации или отдельные занятия. Важная особенность этой формы обучения – компенсация. В ряде регионов родителям компенсируют сумму в размере норматива обучения на одного ребенка. В Москве в этом году сумма компенсации составляет от 73 тысячи рублей в год в начальной школе до 110 тысяч рублей в год для старшеклассников (10-й–11-й классы).
Во-вторых, экстернат. Учащиеся-экстерны обучаются самостоятельно. Для получения аттестата они обязаны пройти две аттестации – в девятом и в одиннадцатом классах в любой школе. Но компенсацию они не получают.
Кроме того, существует надомное обучение для больных детей на основании рекомендации врача. Учителя посещают учеников на дому по графику, установленному школой по согласованию с родителями». На вопрос, почему родители предпочитают, чтобы их дети учились дома, Игорь Чапковский отвечает так: «Основная причина в том, что современная школьная система в значительной степени отстала от жизни. Современная школа возникла в эпоху индустриализации и была призвана ликвидировать безграмотность будущих рабочих. Общество радикальным образом изменилось, но школа продолжает работать, как в начале XX века. Многие педагоги говорят о том, что классно-поурочная система устарела, однако во всем мире она продолжает существовать. Более того: у нас до сих пор нет подлинного разнообразия школьного обучения. Родители все чаще выбирают семейное образование или экстернат, чтобы обеспечить своим детям действительно индивидуальный подход и творческие методы обучения».
«Среди семей, обучающих детей самостоятельно, примерно треть – многодетные, очень много семей с двумя детьми. Если старшего ребенка родители обучили сами, то второго, скорее всего, им будет намного легче также учить в семье. Раньше семейное обучение или экстернат часто выбирали родители действительно проблемных детей. Сейчас в семейное образование приходят родители хорошо учащихся детей, оказавшихся психологическими аутсайдерами в школе.
В современной школе образовательная функция угасает, школа становится местом «тусовок» и «камерой хранения» для детей. Каких-то родителей, например, очень занятых на работе, это устраивает, а других – нет. Школьные коллективы формируются произвольным образом, атмосфера в них часто бывает нездоровая, поэтому все чаще родители выбирают для детей семейное обучение уже с младших классов».
Семейное обучение никогда не заменит школу полностью. Да и не всем детям и родителям оно подходит. Однако те, кто убедился в преимуществах семейного образования, уже не захотят от него отказываться. Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая и школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.