Мещанский суд Москвы 22 марта удовлетворил иск экс-депутата Госдумы Бориса Иванюженкова и призналнезаконным решение КПРФ о передаче думского мандата скончавшегося Жореса Алферова директору совхоза имени Ленина Павлу Грудинину.
Суд обязал ЦИК передать мандат в соответствии с предусмотренным законом порядком.
Ранее член ЦИК Евгений Шевченко сообщал, что по закону комиссия должна вынести решение о передаче мандата в пользу первого человека в региональной группе, которая не получила мандат после выборов: это депутат Заксобрания Красноярского края, лидер регионального отделения партии Петр Медведев.
Кроме того, ЦИК отказывался передавать мандат Грудинину по той причине, что на момент регистрации летом 2016 года Грудинин не закрыл ряд иностранных счетов и вкладов, хотя уведомил ЦИК, что не владеет счетами и активами за рубежом. Коммунисты считают решение суда ошибочным, так как перераспределение депутатских мандатов — прерогатива президиума, сообщил заместитель председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин.
Валерий Рашкинзаместитель председателя ЦК КПРФ«Ни для кого не секрет, что у нас суды в том, что касается выборов, компартии, всего, что связано с политической составляющей, решения выносят не по закону, а по политической целесообразности. А политическая целесообразность такова, что Грудинина боятся все, начиная с Кремля, администрация президента и все остальные. Конечно, мы опротестовали это в Верховном суде и будем его добиваться, и дальше будем добиваться права партии назначать мандат тому кандидату, который состоит в списках избирательного объединения. Грудинин Павел Николаевич находится в списках избирательного объединения, и есть решение президиума о том, чтобы этот мандат передать Грудинину. Все, точка. Все остальные решения судов от лукавого. Собственник этого решения — партия, это ее список».
Ранее эксперты считали отказ Центризбиркома Грудинину из-за зарубежных счетов странным. Для отказа должно быть веское основание в виде решения суда или обращения от прокуратуры. Тем не менее теперь позицию ЦИК подкрепляет еще и судебный вердикт.
Однако решение Мещанского суда вряд ли ставит точку в вопросе. Скорее всего, дело пойдет на рассмотрение более высоких судебных инстанций, считает президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов.
Роман Смирновпрезидент Ассоциации политических юристов«В конкретном случае ЦИК выступал как контролирующий орган, не как инстанция, которая, по сути дела, должна была принять формальное решение о передаче мандата, а дальнейшие последствия, то есть имеет он право быть депутатом или нет, это уже должны принимать иные инстанции, судебные. Раз уже Мещанский суд решил, что передача мандата невозможна, ссылаясь на Конституционный суд, интересно, пойдет ли КПРФ дальше и каковы будут решения кассационной, апелляционной и надзорной инстанций, если пойдут до конца и будут это решение оспаривать. Хотелось бы, чтобы эта история не закончилась на данном этапе, потому что в рамках избирательных споров решения высших судов очень важны. Это закрепляет судебную практику, чтобы остальные кандидаты в будущем понимали, насколько критична для них передача мандатов, какие-то нарушения, допущенные при выдвижении и регистрации. С точки зрения возможности передачи партия может принимать достаточно большой пакет решений о выдвижении и регистрации. В данном случае вопрос не совсем однозначно партийный по той простой причине, что речь все-таки идет о передаче мандата в Государственную думу, а не просто о процедуре выдвижения и регистрации».
О том, почему Грудинину будет непросто добиться депутатского манданта, рассуждает руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников.
Андрей Колесниковруководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги«Позиция администрации президента определяет политическое регулирование в стране, потому что непонятен его потенциал до сих пор. Он все-таки сравнительно неплохо выступил на президентских выборах. Степень его управляемости не очень ясна, возможно, не хотели бы, чтобы этот человек через Госдуму приобретал дополнительную харизму и становился неким неконтролируемым преемником, может быть, Зюганова. Потому что смысл участия Грудинина в президентских выборах был в том, чтобы замерить возможности коммунистического кандидата или левого популиста нового типа. Потом Грудинин исчез с политической поляны, и вот возник механизм вполне себе легальный, с помощью которого можно было бы реанимировать его как политика и продвигать дальше. Вероятно, к этому не готова администрация, он не входит пока ни в одну из возможных схем. Понятно, что, если власть не хочет кого-то допустить к легальной политике, человек в этой легальной политике участвовать не очень может. Сейчас, я думаю, будет волна его поддержки, но в жестко контролируемой системе нужны какие-то механизмы самоподдержки имиджа. Таких механизмов нет, таким механизмом был бы мандат депутата Государственной думы. Я думаю, что, когда эта волна возмущения схлынет, Грудинин окажется несколько в таком положении ожидания, может быть, следующего повода, когда его можно будет вытащить на какой-то другой уровень легальной политики, если дадут».
Президиум ЦК КПРФ решил передать Грудинину мандат скончавшегося нобелевского лауреата Жореса Алферова. Алферов в 2016 году избрался в Госдуму седьмого созыва по общефедеральной части партийного списка. Грудинин, который не является членом КПРФ, баллотировался в подмосковной региональной группе списка, он занимал девятую строчку среди 22 кандидатов.