Крупнейшие телекоммуникационные компании подготовили проект концепции законодательного регулирования отрасли связи в России на ближайшие годы — Инфокоммуникационного кодекса. Концепция среди прочего предлагает узаконить и упростить сбор больших пользовательских данных и торговлю ими: вместо обсуждавшегося введения госмонополии в этой сфере участники рынка настаивают на принципах саморегулирования. Кроме того, компании предлагают закрепить в России принцип сетевого нейтралитета, но готовы сделать исключение для трафика торрентов, который могут позволить замедлять.
Медиакоммуникационный союз (МКС) разработал проект концепции среднесрочного регулирования медиакоммуникационной отрасли — Инфокоммуникационного кодекса (копия документа есть у “Ъ”). В МКС входят МТС, «МегаФон» и «Вымпелком», «Ростелеком», а также крупнейшие медиахолдинги — Национальная медиагруппа, «Газпром-медиа», «СТС Медиа» и др. Разработка концепции велась при участии центра компетенций по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» и фонда «Сколково», уточнил собеседник “Ъ”, участвующий в работе. Над созданием концепции также работает Boston Consulting Group (BCG), сообщал ранее РБК. В BCG вчера не смогли оперативно ответить на запрос. В МКС подтвердили “Ъ”, что концепция находится в высокой степени готовности и после доработки должна пройти согласование в правительстве и АНО «Цифровая экономика». В пресс-службе АНО «Цифровая экономика» от комментариев отказались. Из информации на сайте АНО следует, что 20 марта рабочие группы рассмотрят проект концепции в технопарке «Сколково».
Представитель «МегаФона» подтвердил “Ъ”, что оператор участвовал в разработке концепции.
«В числе вопросов на повестке стандартизация подходов к регулированию услуг, связанных с передачей информации, регулирование оборота данных, упрощение схем построения сетей связи, идентификация абонентов»,— рассказали в компании, подчеркнув, что «МегаФон» поддерживает идею унификации информационного и телекоммуникационного законодательства. В МТС, «Вымпелкоме», Tele2, Роскомнадзоре и Минкомсвязи отказались от комментариев.
Концепция Инфокоммуникационного кодекса предусматривает упрощение регулирования строительства и размещения объектов связи, ускорение принятия решений при распределении частот и введение поэтапной оплаты за их выделение, следует из документа. Реформировать предлагается и лицензирование услуг связи — в частности, путем перехода на единую бессрочную лицензию «на работу в инфокоммуникационной сфере». В проекте отмечается, что схожая модель лицензирования применяется в Сингапуре.
Кроме того, предлагается законодательно закрепить фактически действующий сегодня принцип сетевой нейтральности. При этом разработчики концепции указывают, что предстоит проработать вопросы управления трафиком при авариях в сети, а также возможность замедления определенных типов трафика, в частности p2p, сетевого протокола, на котором работают пользовательские файлообменники и торрент-трекеры.
Документ также предусматривает узаконить коммерческое использование данных пользователей «всеми отраслями экономики». Для этого предлагается создать список данных, которые требуют согласования на использование и передачу. Процедура получения такого согласия при этом должна упроститься. Обработку данных, не относящихся к этой группе, предлагается осуществлять без согласия субъекта.
Сейчас общедоступные данные россиян в виде статистики активно собирает государство, поясняет собеседник “Ъ”, участвовавший в разработке концепции. «У бизнеса есть большая потребность в этой информации. Если собирать ее качественно, она может стать основой для составления персональных предложений пользователям или бизнес-планов, например, цифровых стартапов»,— отмечает он. При этом принцип саморегулирования в отрасли при обмене такой информацией будет более эффективен, чем законодательное регулирование, полагает собеседник. В мае 2017 года «Ведомости» сообщали об идее создания государственного регулятора больших пользовательских данных, финансировать которого предлагалось за счет отчислений с доходов интернет-компаний.
Концепция МКС допускает внедрение принципа саморегулирования в части обмена данными пользователей между компаниями. «В действующем законодательстве оборот данных ограничен и требует колоссального администрирования, поэтому необходимо вычленить персональные данные и отделить их. Для всех прочих данных могут быть предложены правила передачи и использования»,— сообщили “Ъ” в МКС.
Сейчас на рынке существует целая категория так называемых дата-брокеров — компаний, которые собирают подобные доступные данные разными аналитическими инструментами из разных источников, не всегда следуя закону, рассуждает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. «Пересмотр регулирования в части сбора и обработки персональных данных может способствовать обелению сферы общедоступных данных, где законопослушным компаниям сейчас сложно вести деятельность»,— полагает он. По мнению эксперта, услуги по сбору и обмену общедоступными данными между компаниями в случае изменения регулирования будут носить коммерческий характер.