Чтобы открытые данные не лежали мертвым грузом, нужны удобные IT-приложения. На их создание и подвигает разработчиков всероссийский конкурс под эгидой "Открытого правительства". "Огонек" отобрал самые интересные разработки лауреатов.
Антидопинг
На фоне допинговых скандалов очень важно защитить добросовестных спортсменов. Ведь многие (особенно молодые атлеты, за которыми не присматривают врачи сборной) могут принимать запрещенные вещества по незнанию. Сперва лечатся, а потом допинговая проба дает положительный результат. Касается это и спортивной медицины. Некоторые активаторы и средства восстановления подпадают под запрет, но спортсмен и тренер могут этого и не знать. Избежать неприятностей поможет мобильное приложение "Антидопинг", которое разработали третьекурсники Высшей школы экономики Владислав Скоков и Владислав Орлов, одни из самых молодых участников конкурса.
Идею подсказали представители Минспорта. Хотя тут все на поверхности. Дело в том, что множество веществ, признанных допингами, входит в состав самых разных лекарств. Список запрещенного постоянно обновляется, но официальный Перечень запрещенных субстанций включает не препараты, а компоненты лекарств. Есть еще Государственный реестр лекарственных средств, где как раз четко прописано, какие медикаменты из чего состоят. И те, и другие данные не секретные. Но удобного способа быстро проверить лекарство на наличие допинга до недавнего времени не существовало.
Работа шла с двух сторон: Минспорт и Минздрав открыли накануне конкурса соответственно Перечень и Реестр, а молодые программисты сделали мобильное приложение, работающее с этими базами. Достаточно сфотографировать штрих-код с коробки лекарства на смартфон, и на экране появляется описание препарата и однозначный ответ: допинг это или нет. Если допинг, то сервис посоветует легальный аналог.
— Пока приложение не читает иностранные штрих-коды,— признается Влад Орлов.— У нас есть база только по российским, а зарубежные надо вводить вручную. Но мы исправим это в окончательной версии.
Проект уже заинтересовал спортивных чиновников.
"Пыльца Club"
От аллергии на пыльцу, по статистике, страдает примерно каждый десятый россиянин. Так что стоит ли удивляться тому, что для авторов проекта Артема Антипова и Павла Баскакова эта война отчасти и война личная?
— У жены аллергия, а у Павла есть родственники страдающие от астмы,— признается Артем.— Все и началось с того, что жена нашла российский сайт об уровне пыльцы в воздухе, поддерживаемый одной фармкомпанией в имиджевых целях. Как оказалось, им пользуется множество аллергиков, но сайт неудобный: нет мобильного приложения, сервис не работает по выходным и в майские праздники, когда все едут на дачу.
Артем — специалист по анализу геофизических данных. Павел разрабатывает математические модели в медицине. Им уже приходилось сообща работать над одним медицинским IT-проектом, поэтому они решили создать сервис для аллергиков "Пыльца Club".
Начали с изучения зарубежного опыта и быстро поняли, что данных бывает не только слишком мало, но и чересчур много. Так, пользователи российского сайта постоянно получают огромный объем цифр о содержании пыльцы, а зарубежные мобильные приложения вместо этого работают в "светофорном" режиме. Красный цвет, значит, аллергенов много, желтый — средне, зеленый — мало. Все просто и наглядно. В итоге сервис напоминает "Яндекс. Пробки". По нему можно сразу понять, где в данный момент с пыльцой совсем плохо, а где терпимо.
Еще разработчики исследовали социальные сети и форумы аллергиков. Стали выяснять, что волнует их пользователей чаще всего.
— Оказалось, многим интересно, как себя чувствуют другие товарищи по несчастью,— рассказывает Артем.— Поэтому наш сервис позволяет сравнить свое состояние с самочувствием других аллергиков.
Исходные данные для сайта, как выяснилось, поступали со специализированной кафедры биофака МГУ. Артем и Павел связались с учеными, и те согласились давать результаты своих замеров напрямую. Сейчас разработчики приложения надеются получать данные и от других научных институтов. В этом им обещало помочь "Открытое правительство". Вдобавок фармкомпания в свое время разместила в разных концах Москвы 15 ловушек пыльцы, эти данные тоже открыты и доступны. Их "Пыльца Club" в своей работе использует, но в целом предпочитает другие методы работы.
— Наш проект не о том, что нужно развернуть десятки и сотни пыльцевых ловушек,— объясняет Павел,— а о том, как с помощью анализа имеющихся данных получить новые.
Например, есть открытые метеорологические данные. А многие растения начинают пылить после того, как установится определенная погода. По набуханию почек тоже можно судить о времени начала пыления, а за этим процессом также наблюдают ученые. Наконец, есть возможность собирать отзывы аллергиков о своем самочувствии. Чем больше пользователей приложения, тем больше данных. Есть, наконец, и результаты, собранные программой за прошлый год.
— Все это в совокупности позволяет нам угадывать пыление любого растения с точностью до 2-3 дней,— уверен Артем.
В 2015 году сервис для аллергиков работал только в Москве, но теперь географию будут расширять. Сейчас у "Пыльца Club" примерно 5 тысяч мобильных пользователей и еще около 25 тысяч пользуются сайтом. До тех пор, пока не наберется 100 тысяч, все будет бесплатно. А потом планируется ввести дополнительные платные сервисы. Например, прогнозы по пыльце на несколько дней вперед.
Городской советник
Иногда открытые данные, представляемые госорганами, вполне пригодны к использованию сами по себе. Только вот разобраться в общем массиве непросто. В таких случаях может помочь приложение Павла Осадчука, уже успешно работающее с данными Министерства культуры. По сути своей "Городской советник" — чат-бот. Многие сталкиваются с такими ботами на сайте интернет-магазинов, там они изображают продавцов-консультантов.
Применительно к открытым данным смысл чат-бота в том, что посетитель может не задавать поисковые запросы, а просто спросить, как будто переписывается с живым человеком. Например: "Куда сходить завтра?". Программа осведомится, что вам интереснее: выставка или концерт и после серии уточняющих вопросов даст свой ответ. Так устроена работа с открытыми данными Минкульта. Еще сервис работает и с некоторыми данными сайта правительства Москвы. Но, в принципе, "Советника" можно научить разбираться с любыми качественными открытыми данными.
Задача большинства чат-ботов — создавать иллюзию общения, но "Советник" не из таких. Из конструкции "я хочу" он, например, поймет и запомнит, что клиент чего-то хочет. Создается так называемый аватар пользователя, то есть запись его состояний, свойств и особенностей. Алгоритм улавливает в каждой фразе ключевые значимые элементы и отслеживает изменение состояния.
— Из контекста программа понимает, куда идет разговор,— объясняет Павел Осадчук.— Через некоторое время она, например, знает, что пользователь находится в Москве, и выдает советы по концертам и выставкам уже в Москве.
Система самообучающаяся. Она выделяет и сохраняет вопросы, на которые она не смогла дать подходящего ответа, это позволяет программистам улучшать алгоритм. Павел Осадчук уверен: в будущем все взаимодействие человека с электронными устройствами будет построено по принципам естественного общения.
— В будущем не будет телефонов с мобильными приложениями,— говорит он.— Будет поисковик, который предоставит все нужное по запросу.
Но это в будущем, а разбираться в открытых данных чат-бот помогает уже сейчас.
Подготовил Никита Аронов