По итогам подсчета голосов 99,68% избирателей, за кандидата в президенты от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгия Маргвелашвили, отдано 62,12%.
Как сообщила пресс-секретарь ЦИК Грузии Эка Азарашвили, это практически окончательные данные, и ничего уже не изменится.
Ближайшие оппоненты Маргвелашвили — кандидат от партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» Давид Бакрадзе и бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе набрали 21,72 и 10,18 процента голосов соответственно. Явка на выборах составила 46,91%.
Маргвелашвили родился 4 сентября 1969 года в Тбилиси в семье инженера Теймураза Маргвелашвили и психолога Мзеаны Гомелаури. Окончил тбилисскую среднюю школу № 1, в которой учились в свое время первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа, бизнесмен Бадри Патаркацишвили, футбольный комментатор Коте Махарадзе, пятикратная чемпионка мира по шахматам Майя Чибурданидзе.
В 1992 году с отличием закончил Тбилисский государственный университет им. Джавахишвили. В 1993-1996 гг учился в Институте философии и Академии наук (постдипломное обучение) и параллельно (1993-1994 гг) в Университете Центральной Европы (постдипломное обучение по социологии). Имеет степень доктора наук в области философии. В совершенстве владеет русским и английским языками.
Трудовую деятельность начинал с работы экскурсовода, специализируясь на горном туризме. Работал в Национальном демократическом институте США (NDI). В 2010-2012 годах — в Институте общественных дел Грузии (GIPA — Georgian Institute of public affairs), четыре года был ректором GIPA. После парламентских выборов октября 2012 года Бидзина Иванишвили предложил ему пост министра образования и науки Грузии. Георгий Маргвелашвили дал согласие и начал свою карьеру на госслужбе с должности министра.
Вернул русский язык в школы Грузии
На посту министра просвещения Георгий Маргвелашвили заявлял: «Ограничивая школьников в изучении русского языка, предыдущее правительство ограничивало у детей представление не только о мировой, но и о грузинской культуре. Ведь грузинская культура на протяжении веков была двуязычной. Борьба прежних властей против российского государства в самом деле вылилась в борьбу против русской культуры, такой подход в XXI веке, просто, смехотворен, но, видимо, по-другому они не могли».
Тогда это заявление вызвало неоднозначную реакцию в грузинском обществе.
Георгий Маргвелашвили, между тем, предложил вернуть русский язык в школьную программу. По его мнению, язык Пушкина и Лермонтова необходимо знать каждому гражданину, ведь он является «инструментом общения, а не инструментом политики» (цитата по РИА Новости).
По его мнению, русский язык нужен и для общения с народами постсоветских государств.
Намерен смягчить отношения с Россией
После выборов Георгий Маргвелашвили уже заявил, что Грузия сделает всё для смягчения напряжённости в отношениях с Россией.
«Отношения с Российской Федерацией для нас очень важны и являются одними из самых сложных, — сказал он. — Существующие сегодня между двумя странами серьезнейшие проблемы будут решены в контексте государственных интересов, а не политическими инсинуациями и эмоциями, как это происходило при прошлой власти. Это долгий путь, но вектор определен — это рационализм».
Грузия смотрит на Запад, а не в сторону СНГ
При этом избранный президент заявил, что Грузия не вернется в СНГ. На проходящем на прошлой неделе саммите СНГ в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко сказал, что хотел бы возвращения Грузии в Содружество. Маргвелашвили ответил на это, что пребывание Грузии в СНГ не было эффективным. Кроме того, оно «не давало никаких гарантий Грузии». «Мы с уважением относимся к декларациям наших коллег из Белоруссии и других стран. Но свое отношение к развитию Грузии мы выразили на референдуме в 2008 году. Желание грузинского народа, а не какого-нибудь политика, — интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры», — сказал он.
Что касается внутренней политики, Маргвелашвили заверил, что что политических преследований не будет.
Однако не стоит забывать, что полномочия нового президента по сравнению с прежним будут существенно урезаны: весной этого года грузинские депутаты приняли поправки в Конституцию, которые, в частности, лишают главу государства права формировать правительство без согласия парламента.