Главный вопрос повестки дня заседания правительства РФ в пятницу — инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги», объем которой до 2016 года составляет 1,2 трлн рублей.
«Средства немаленькие, — сказал Дмитрий Медведев, —но и задачи в этой сфере, конечно, очень масштабные. Мы это прекрасно понимаем, поэтому часть финансирования этой инвестиционной программы государство, по сути, берёт на себя, и, несмотря на жёсткий трёхлетний бюджет или те сложности, имею в виду, которые в настоящий момент у нас существуют, РЖД выделяется более 300 млрд рублей инвестиций».
По его словам, почти две трети инвестресурсов компании, порядка 60%, в ближайшие годы будет направлено на реконструкцию и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке.
Медведев уточнил, что реализация проектов по развитию Восточного полигона должна позволить к 2018 году увеличить общий грузопоток по этому направлению более чем на 50 млн тонн ежегодно.
Министр транспорта Максим Соколов, предваряя обсуждение инвестпрограммы и финансового плана, сообщил, что из-за замедления промпроизводства в стране, в этом году сократились объемы и перевозки перевозок грузов — сейчас они составляют 3,1%. При этом, отметил министр, в большей мере снизились перевозки грузов третьего, самого доходного для РЖД, класса, что в свою очередь оказало негативное влияние на финансовые результаты компании.
«В целях нивелирования данного фактора на итоговые финансовые результаты в 2013 году была реализована программа по дополнительному сокращению расходов. Общее снижение расходов < > составило порядка 100 млрд рублей, и таким образом расходная часть бюджета 2013 года как база для построения прогноза на 2014 год была уже существенным образом соптимизирована. С учётом принятого решения о переносе с 2014 года на 2015-й индексации грузовых железнодорожных тарифов, перед компанией в 2014 году были поставлены новые задачи по обеспечению в этих условиях бесперебойной работы железных дорог, недопущению снижения рейтинговых показателей, а также обеспечению физических объёмов инвестиционной программы», — сказал Соколов.
Финансовые планы на следующий год
По обновленному прогнозу МЭР, погрузка на 2014 год составит 1 млрд 240 млн тонн, то есть прирост к оценке 2013 года составляет 0,4%. Помимо общих макроэкономических показателей на финансовый результат будут также влиять отмена льгот по налогу на имущество, рост тарифов на электроэнергию для всех потребителей, кроме населения, и ряд других параметров.
Для обеспечения финансовой сбалансированности в 2014 году РЖД разработаны дополнительные меры по сокращению расходов на сумму почти 85 млрд рублей, сообщил глава Минтранса.
Основными параметрами здесь является сокращение программы капитального ремонта путевого хозяйства на 36 млрд рублей, исключение фактора роста материальной затратности, снижение цен на закупаемую продукцию к уровню 2013 года в целом почти на 26 млрд рублей, также оптимизация численности работников (порядка 30 тысяч человек_ и ряд других параметров.
При заданных параметрах финплана в 2014 году будет оздоровлено, отремонтировано более 5 тысяч км железнодорожных путей, в том числе усиленными видами реконструкции и ремонта — 4 тысячи км.
Государственные ассигнования, ранее предусмотренные на взнос в уставный капитал «РЖД» на развитие Восточного полигона в размере 26 млрд рублей в виде субсидий на выполнение работ по капитальному ремонту, позволят стабилизировать финансовое положение компании уже в этом году.
«При снижении плановых заданий по капремонту пути в 2014 году по сравнению с 2013 годом возобновится прирост протяжённости участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем, и по состоянию к 1 января 2015 года количество таких километров увеличится до 17%, то есть эти расходы фактически являются отложенными, которые необходимо будет в последующем периоде компенсировать и обеспечить ремонт в полном объёме», — пояснил министр.
По его оценкам, финансовый план достаточно сбалансирован, обеспечивает безубыточный результат деятельности компании в 2014 году и выход на расчётную чистую прибыль на уровне 100 млн рублей.
«Однако результат достигнут с определёнными допущениями, — подчеркнул Соколов, — в том числе необходимо дополнительно проработать вопрос по доходу в 16 млрд в отношении индексации тарифов либо на порожний пробег вагонов, либо на перевозку нефтеналивных грузов, и в последующем нам надо будет окончательно определиться в решениях по данному вопросу».
Восточный полигон, Московский транспортный узел, Междуреченк-Тайшет, обход Краснодарского узла
Общий объём средств, предусмотренный проектом инвестиционной программы, как уже было сказано, составляет 1,2 трлн рублей на 2014–2016 годы, и по годам это распределение следующее: на 2014 год – 395,6 млрд, на 2015-й – 415,2 млрд рублей, на 2016-й – 438,4 млрд рублей.
Источниками инвестиционной программы в 2013 году являются амортизация, займы, прибыль, также продажа акций дочерних зависимых организаций и взносы в уставный капитал ОАО «РЖД».
В среднесрочной перспективе компания планирует направить инвестиции, прежде всего на реализацию проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.
Общая стоимость этого проекта оценивается в 562 млрд рублей, из которых 260 млрд в предварительном варианте предполагается профинансировать за счёт средств государственной поддержки, и при этом объём инвестиций необходимо будет подтвердить по итогам технологического и ценового аудита.
К числу других важных проектов, финансируемых за счёт государственной поддержки, относятся мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, что также будет способствовать повышению пропускной способности и в целом стабильной работе транспортной системы в Москве и пригородах.
А также проекты по развитию участка Междуреченск – Тайшет, который обеспечит дополнительный выход кузбасских и тувинских углей на Транссиб и далее в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и комплексной реконструкции подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, в первую очередь – строительство обхода Краснодарского узла.
Объем инвестиций
Всего на реализацию государственных проектов за счёт средств господдержки, а также собственных и заёмных средств компании за три года планируется направить 418 млрд рублей, или 33% от общего объёма инвестиционного бюджета компании.
При этом объём господдержки инвестпрограммы РЖД, включая средства Фонда национального благосостояния, а также средства, направляемые в уставный капитал компании в рамках текущего бюджетного цикла, составит порядка 352 млрд рублей, в том числе это будут средства бюджета Москвы как субъекта Федерации примерно в сумме 15,5 млрд рублей.
Другим важным направлением использования инвестиционных средств компании являются проекты, не предусматривающие такого масштабного нового строительства, но также направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети. На их реализацию в ближайшую трёхлетку предусмотрено 360 млрд рублей, из них в 2014 году — 125,7 млрд, или 29% от общего объёма инвестиционной программы.
По данным Соколова, в рамках инвестпрограммы за три года будет реконструировано более 9,3 тысячи км железнодорожных путей, 660 км контактной сети и порядка 245 км автоблокировки.
На обновление подвижного состава в 2014–2016 годах планируется направить 281,5 млрд рублей, в том числе в 2014 году эта сумма более 101 млрд рублей.
Запланированные инвестиции позволят закупить в ближайшие три года 1529 новых локомотивов увеличенной производительности, повышенной энергоэффективности.
«В соответствии с прогнозом, дефицит финансирования инвестпрограммы, покрываемый за счёт размещения инфраструктурных облигаций и еврооблигаций компании, в следующем году составит порядка 124 млрд рублей», — сказал Максим Соколов.
Он выразил надежду, что ВЭБ в следующем году продолжит выкуп инфраструктурных облигаций РЖД в объёме не менее 50 млрд рублей на ранее согласованных правительством условиях.
При этом общий кредитный портфель к уровню текущего года вырастет чуть более чем на 58 млрд рублей и суммарно составит почти 685 млрд рублей при коэффициенте долг/EBIDA, который достигнет уровня 2,6.
Оптимизацию провели, нужна поддержка государства
Напомним, ранее власти решили заморозить тарифы на газ, электричество и железнодорожные грузоперевозки для промышленности на 2014 год. Президент РЖД Владимир Якунин говорил, что без должной поддержки инвестпрограмма РЖД на следующий год может сократиться до четырех раз, компании придется сократить объемы капремонта, сократить штат на 62,1 тысячи человек и ввести неполную рабочую неделю для 50% сотрудников.
На заседании правительства в четверг Владимир Якунин сообщил, что компания занимается сокращением издержек с 2008 года, и по итогам 2011–2012 годов обеспечено снижение затрат на приобретение товаров, работ, услуг в расчёте на единицу продукции не менее чем на 10% в год в реальном выражении, как это и было нам предписано.
Среди мер оптимизации в текущем году он назвал режим неполного рабочего времени и предоставление отпусков без сохранения заработной платы для сотрудников, за исключением работников, занятых обеспечением непрерывного производственного процесса и безопасности.
Кроме того, отметил Якунин, ОАО «РЖД» соблюдает экономически обоснованный принцип опережающего роста производительности труда над темпами роста реальной заработной платы.
Так, темпы роста производительности труда в компании прогнозируются выше, чем по стране в целом, и составляют плюс 2,6% в 2013 году (в России 2,2%), в 2014 году – 3,5% (по России 3,3%). При этом в 2013 году рост реальной заработной платы ОАО «РЖД» составит всего 1%, в то время как по России – 6,2%. В 2014 году, по предварительным оценкам, ожидается снижение реальной заработной платы на 2%.
«С учётом прогнозируемых объёмов перевозок к моменту принятия правительством РФ предложения Минэкономразвития о так называемой нулевой индексации (а мы все понимаем, что по отношению к 2014 году это реальное снижение железнодорожного тарифа на уровень инфляции), расходная база компании нами была уже существенно оптимизирована, — отметил Владимир Якунин. — После принятия Правительством решения о заморозке тарифов в 2014 году для обеспечения безубыточности деятельности правление компании было вынуждено принять дополнительные меры по дальнейшему сокращению издержек на 84,9 млрд рублей и увеличению, соответственно, доходных поступлений. Эту работу мы проведём, но в сопоставимых условиях без учёта влияния расходов, зависящих от объёма перевозок, изменений в законодательство, амортизация расходов ОАО «РЖД» по перевозочным видам деятельности в 2014 году запланирована со снижением к 2013 году на 1,1%».
Как компания может выйти на безубыточный уровень
Выступая на заседании правительства, Якунин предложил ряд мер, которые позволят РЖД выйти на безубыточный уровень.
Прежде всего, это «восстановление резервов по сомнительным долгам, в том числе за счёт, может быть, и претензионной работы в отношении ФАЖТ за услуги инфраструктуры, оказанные пригородным пассажирским компаниям».
Второе —возможность индексации тарифов по нефтеналивным грузам по отдельным направлениям в рамках того коридора, который предоставлен. По словам Якунина, ожидаемый эффект — 16 млрд рублей.
Третье – это государственная поддержка компании за счёт направления средств федерального бюджета в сумме 26 млрд рублей в виде прямой субсидии ОАО «РЖД».
«Эти средства должны в каком-то виде быть в принципе восстановлены. Имею в виду, что после технического аудита, естественно, окончательная сумма стоимости проекта по БАМ и Транссибу будет уже окончательно определена, но сейчас нам бы представлялось необходимым, чтобы эта сумма была прописана хотя бы в общих чертах. Это даст возможность сохранить концепцию долгосрочного тарифного регулирования, индексацию тарифов по инфляции за последние 12 месяцев», — предложил глава РЖД.
Проект развития БАМа и Транссиба развивается по модели государственно-частного партнёрства. . Общая сумма – 562,2 млрд рублей, при этом 260, 2 млрд рублей будут профинансированы за счёт именно государственной поддержки, а 302 млрд рублей инвестировано из бюджета компании. Средства из бюджета РФ предполагается предоставить в форме взноса в уставной капитал ОАО «РЖД», а средства ФНБ будут инвестированы в привилегированные акции ОАО «РЖД» с доходностью на уровне 2% годовых.
Владимир Якунин обратился с просьбой к правительству — «зарезервировать» в бюджете строку на реализацию проекта ВСМ, который отправлен на дополнительную экономическую экспертизу, на тот случай, если решение по проекту будет положительным.
Кто на очереди
Дмитрий Медведев отметил, что полезно было бы с участием членов кабинета министров и экспертного совета обсудить финансовые планы и инвестиционные программы всех инфраструктурных монополий, не ограничиваясь обсуждением планов РЖД.
«Хочу, чтобы правительство, коллеги представили предложения по графику рассмотрения соответствующих проектов планов и инвестпрограмм по другим инфраструктурным монополиям», — сказал Медведев.