Высокие шансы
Составители рейтинга учли одиннадцать показателей экономической и финансовой стабильности, в том числе прогноз по росту ВВП, госдолг, валютные резервы, реальную процентную ставку. По сути, исследование демонстрирует, кто сильнее всего "отскочит" после нынешнего коронавирусного провала.
озглавил список Таиланд — благодаря внушительным резервам и хорошей инвестиционной позиции (разнице между внешними финансовыми активами и обязательствами страны) — восемь процентов ВВП. При этом в Таиланде почти нет карантинных ограничений.
"Судя по различным показателям, изученным Bloomberg, многие страны с формирующейся рыночной экономикой смогут возместить потери", — указывают авторы исследования. А у лидеров рейтинга, подчеркивают эксперты, самые высокие шансы "превзойти ожидания".
У России отметили надежный бюджетный профиль и хорошую инвестиционную позицию — 30% к ВВП.
Кроме того, минимальный госдолг — 14% ВВП. Аналитики указали и на недооценнный рубль — национальная валюта обладает большим потенциалом укрепления. Вместе с Польшей и Мексикой Россия вошла в тройку стран, где большинство инвесторов не ожидает роста инфляции в следующем году.
Всего в рейтинге семнадцать строчек. На последнем месте — Китай. Хотя, по прогнозам, КНР избежит рецессии в 2020-м — единственная среди крупнейших экономик мира. Ожидается прирост 2,3%. Однако, указывают аналитики, картину портят высокая долговая нагрузка и скромные валютные резервы.
"Стабильные государственные финансы и относительно низкий госдолг — важное достижение. Без этого кризис был бы жестче. В 1998-м наша экономика приходила в себя больше года, денег не было, бюджет — дефицитный. Сейчас же мы более устойчивы к внешним шокам. За счет курса на самоизоляцию мы падаем медленнее, но и растем не быстро", — комментирует результаты исследования Виталий Манкевич, президент Русско-азиатского промышленного союза.
Эксперт подчеркивает, что оптимистичные настроения подпитываются ожиданиями ралли на сырьевом рынке в 2020-2023 годах. Предполагают, что нефть, газ, уголь, металлы — традиционные статьи российского экспорта — подорожают. В сочетании с девальвированным рублем это позволит существенно усилить сальдо текущих операций.
По прогнозу Bloomberg, в 2021-м российская экономика прибавит три процента. Оценка Минэкономразвития — 3,3%.
Стабильный рейтинг
Международное рейтинговое агентство Moody’s предсказывает России в наступающем году 2,3% роста ВВП. Повышение в обновленном прогнозе незначительное: предыдущий, опубликованный агентством в августе, давал чуть более двух процентов после падения на пять с половиной в 2020-м.
Как отметил старший кредитный аналитик Moody's Эван Вольманн, экономические последствия пандемии вместе с расходами на антикризисные программы создадут серьезный дефицит бюджета и на ближайшие годы прогнозируется постепенная бюджетная консолидация.
"В результате госдолг России поднимется за 20% ВВП к концу 2021-го — от 13,9 в 2019-м", — говорит Вольманн. Однако и в Moody’s подчеркивают, что это очень умеренно "по сравнению с другими странами из той же рейтинговой категории".
Кредитоспособность России по Moody's — "Baa3/стабильный". Это обеспечивают сильный государственный баланс, масштаб экономики, а также сильная внешняя платежная позиция.
Но в Moody’s указывают и на негативные факторы, ограничивающие потенциал роста экономики.
"Слабость верховенства права, контроля коррупции и доминирование государства отпугивают частных инвесторов и ограничивают усилия по диверсификации, — пишут аналитики в обзоре. — Российский экспорт, а также государственные доходы по-прежнему в значительной мере приходятся на нефтегазовый сектор". Кроме того, никто не отменял геополитические и санкционные риски.
Есть потенциал
Ситуацию в России проанализировал и Всемирный банк (ВБ), предложив пакет мер для ускорения экономического роста. Эксперты банка отметили потенциал по встраиванию в глобальные цепочки торговли и созданию добавленной стоимости. Однако, чтобы реализовать эти возможности, необходимы перемены, полагают экономисты.
Во-первых, пора реформировать торговую политику: смягчить и частично свернуть импортозамещение и снизить пошлины на ввоз продукции. Всемирный банк оценил эти меры как неоднозначные: в результате продуктового эмбарго внутренние цены на продукты питания выросли, а объем производства увеличился недостаточно. Это означает, что издержки взяли на себя российские потребители.
Экономисты также предложили укрепить сферу услуг — обеспечить конкурентный доступ компаний к финансовым ресурсам, расширить участие иностранных фирм и уделить особое внимание человеческому капиталу.
Наконец, аналитики ВБ рекомендуют России создать национальный институт по содействию иностранным инвестициям и усилить защиту прав инвесторов.