Инфляция в России уже в I квартале достигла трехлетнего максимума — 5,3% в сравнении с прошлым годом. Однако, если чиновники продолжают обвинять в росте цен внешние факторы — действующие и возможные западные торговые санкции, то эксперты добавляют к списку «заслуги» российского правительства — ослабление рубля и повышение налогов.
По сравнению с началом прошлого года жизнь в России для рядовых потребителей ухудшилась. За первые месяцы 2018-го инфляция в нашей стране снизилась до 2,2%. В этом году уже в марте, по данным Росстата, годовая инфляция ускорилась до 5,3%.
О таком резком повышении стоимости потребительской корзины чиновники предупреждали — глава ЦБ Эльвира Набиуллина допускала, что весной уровень годовой инфляции способен добраться до 6%, тогда как таргет, из которого рассчитываются доходы и расходы государства, определен на уровне в 4–4,2%. Риск прогнозов по росту цен был сделан под давлением геополитических факторов: Вашингтон грозит ограничить ликвидность казначейских облигаций РФ, заморозить счета государственных банков и отключить нашу страну от международных расчетов в долларах с зарубежными партнерами.
Тем не менее внутренние причины ускорения роста цен, провоцируемые государством, в настоящее время, возможно, являются главной негативной причиной, влияющей на раскрутку инфляционного маятника.
Власти России неоднократно предупреждали об отказе от «нефтяной иглы», увеличении бюджетных сборов на фоне роста цен на энергоресурсы и переходе на альтернативные инструменты заработка средств. Стоит отметить, что у чиновников такая схема начинает действовать. В I квартале 2019-го казна заработала на 12,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Весте с тем опять становится очевидно, что Россия выживает больше за счет продажи углеводородов, нежели путем налаживания собственной производственно-торговой схемы, отгораживающей нашу страну от экспортной зависимости от энергоресурсов. В 2018 году экспорт товаров из России увеличился более чем на четверть — до $450 млрд. По сравнению с 2017 годом, в денежном выражении, это почти $93 млрд. Импорт из России также показывал положительную динамику, только более скромными темпами — всего 5%, или $11 млрд.
Как ранее предполагала Набиуллина, во II–III квартале годовая инфляция замедлится до 4%. Для проверки подобного результата нужно дождаться окончания срока, отведенного главой ЦБ. При этом не стоит оставлять без внимания результаты I квартала 2018 года. Средний обменный курс доллара к рублю тогда составлял около 57 рублей, тогда как сейчас он доходит минимум до 66 рублей. Основным фактором, обусловившим ослабление рубля, стали введенные и ожидаемые западные санкции. Вашингтон время от времени подобными претензиями угрожает Москве, но главные из них — отключение России от международных расчетных систем и наложение жесткой схемы на внешний оборот валютных операций нашей страны с зарубежными партнерами — остаются только на бумаге.
Между тем в 2018-м, как следует из доклада Росстата, реальные доходы россиян упали на 0,2%. Несмотря на прогнозы правительства, прошлый год стал пятым, когда население не может себе позволить копить средства на будущее. Более того, государство прикладывает руку к падению курса национальной валюты — курс доллара укрепляет операции по скупке Минфином долларов и евро на свободном рынке.
По словам директора ИАЦ «Альпари» Александра Разуваева, залогом профицита российского бюджета служит дорогая нефть и дешевый рубль. «При профиците нет смысла поднимать налоги — деньги стоит оставлять у предприятий и граждан. В нашей стране существует впечатляющая теневая экономика, оцениваемая в $300 млрд. Собрать с этого сектора — колоссальная работа. Нужно выводить экономику России из тени, а не залезать в кошелек бизнеса и работников. Однако власть имущие предпочитают действовать проверенными способами и обеспечивают профицит казны за счет населения. В России более $490 млрд финансовых резервов. Когда будет достигнута планка в $500 млрд — можно будет снизить НДС и налог на прибыль. Однако чиновники предпочитают строить визуальные планы, не решая приоритетных задач, и обеспечивать казну давно проверенными методами — ужесточения налогового прессинга на собственных граждан», — резюмирует эксперт.