ЦБ подтвердил статус одного из самых труднопрогнозируемых регуляторов на развивающихся рынках, второй раз за полгода повысив ключевую ставку на 25 п. п. – до 7,75% годовых. Такого решения ждали 16 опрошенных Bloomberg экономистов, сохранения – 26. За последние два года решения ЦБ по ставке расходились с прогнозами аналитиков примерно на 10 б. п. – почти вдвое больше, чем в других развивающихся странах, приводил накануне Bloomberg расчеты JPMorgan Chase.
Совет директоров ЦБ внимательно рассматривал аргументы как за сохранение, так и за повышение ставки, подчеркнула его председатель Эльвира Набиуллина. В пользу первого говорил, например, слабо растущий внутренний спрос: оборот розницы в октябре замедлился до 1,9% в годовом выражении с 2,2% месяцем ранее. Руководители территориальных подразделений указывали ЦБ на низкий спрос и неоднородность динамики потребления в регионах, сообщила Набиуллина.
Тем не менее ЦБ решил повысить ставку: неопределенность – как внешняя, так и внутренняя – слишком высока, а потому «особенно важно действовать с упреждением», заявила Набиуллина. Хотя риски оттока капитала с развивающихся рынков в 2019 г. снизились, поскольку ведущие центробанки будут повышать ставки не так быстро, как ожидалось, но связано это со снижением прогнозов роста крупнейших экономик. Кроме того, в 2019 г. на рынке нефти может возникнуть избыточное предложение, и регулятор снизил свой прогноз цены барреля до $55 с $63.
В России определенности тоже не хватает. Не ясно, как отреагируют цены и инфляционные ожидания на повышение НДС с 18 до 20% в 2019 г. и на произошедшее ослабление рубля, отметила Набиуллина. Повышение НДС может ускорить инфляцию на 0,6–1,5 п. п., инфляционные ожидания населения до сих пор не заякорены: в ноябре из-за роста цен на бензин и продовольствие они выросли до 9,8% с 9,3% в октябре. После повышения НДС они могут подскочить вслед за инфляцией, которая в марте – апреле достигнет 5,5–6% в годовом выражении, предупредила председатель ЦБ. Поэтому сейчас денежно-кредитная политика должна быть консервативной, заключила она: если ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом ЦБ, в конце 2019 – 2020 г. можно будет перейти к снижению ставки.
Кажется, ЦБ считает, что чем раньше он повышает ставки, тем он эффективнее, пишут аналитики «Ренессанс капитала». В повышении необходимости не было, считает главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой. Ставка вернулась к уровню конца 2017 г.: потенциал ее снижения был исчерпан уже тогда, пишет в обзоре главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Нового повышения в ближайшее время не будет: пока инфляция не грозит в марте – апреле превысить прогнозные 6%, ЦБ вряд ли станет менять политику, заключает она.
Регулятор действует тактически, поэтому трудно предсказать его дальнейшие решения, но рост частного потребления в 2019 г. замедлится до 0,5–1%, а рост экспорта и инвестиций, напротив, должен стать более устойчивым, что снижает инфляционные риски, замечает Полевой.
Для опрошенных «Ведомостями» предприятий реального сектора решение ЦБ неожиданностью не стало. В начале декабря, ожидая повышения ставки, «Т плюс» оптимизировал платежный календарь и кредитный портфель, рассказывает его директор по экономике и финансам Кирилл Лыков. Группа компаний ПИК закладывала повышение ставки в свои прогнозы, утверждает ее представитель.
Однако на развитии реального сектора решение ЦБ скажется крайне отрицательно, уверен Лыков: один из крупных госбанков уже заявил о синхронном повышении ставок по действующим кредитным договорам, в том числе и инвестиционным. Повышение ставки увеличит стоимость финансирования для предприятий капиталоемкой лесной отрасли и замедлит ее развитие, в том числе реализацию инвестпроектов, передал через представителя вице-президент по финансам и инвестициям Segezha Group Николай Пожидаев. В энергетике в долгосрочной перспективе это приведет к росту тарифов, что, в свою очередь, ускорит инфляцию, замечает президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов. Критичным для себя увеличение ставки на 25 б. п. ни одна из компаний не считает.
Банки уже заложили повышение в ставках для корпоративных клиентов, говорит зампред правления «МТС банка» Оксана Панченко. Банки стали повышать ставки еще до решения ЦБ, согласен директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов, причем деньги подорожали значительно сильнее: с весны кривая ОФЗ сдвинулась на 200 б. п. вверх, а ставка ЦБ – всего на 50 б. п. При понятных перспективах экономического роста корпоративное кредитование росло бы быстрее и при текущих ставках, считает главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова.
На уровень ставок влияет не только политика ЦБ, но и планы банков по продажам, задают тон крупные игроки, отмечает вице-президент «Почта банка» Григорий Бабаджанян. «Горячий сезон на рынке вкладов заканчивается», – считает первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский: решение ЦБ не повлияет на рост ставок вкладов, но предотвратит традиционное для начала года их снижение.