Амнистия капиталов может быть ограниченной

В администрации президента сегодня обсудят, как провести налоговую амнистию капитала, рассказали два федеральных чиновника. Об амнистии президент Владимир Путин объявил в ежегодном послании Федеральному собранию: «Не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, не спросят об источниках и способах получения капитала».
 
Но на следующий же день международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма (FATF) предупредила, что такая полная амнистия грозит включением России в черный список, рассказывали чиновники: FATF требует обязательного раскрытия происхождения средств. Получить комментарии FATF не удалось. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков встречу не комментирует.
 
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает распространить амнистию на 13 статей Уголовного кодекса и 12 административных и 6 налоговых правонарушений: уклонение от уплаты налогов, таможенных сборов, контрабанда, валютные преступления и т. д.
 
От ответственности за легализацию преступных доходов амнистия освободит, если они получены от амнистированных преступлений.
 
Претендентам на амнистию придется подать декларацию в одной из двух форм. Первая: с объектом (доходами), его стоимостью и (по желанию) данными об операциях с признаками налоговых нарушений.
 
Тогда амнистия будет касаться только задекларированного объекта или дохода.
 
Вторая: декларировать все активы со структурой владения. Если капитал обезличен, риски преследования выше, могут быть претензии в том числе к источнику капитала — например, к компании, которая платила дивиденды, констатирует чиновник: как обезопасить источник капитала, обсуждается.
 
Амнистированные не обязаны сообщать о конкретных способах и орудиях нарушений, ФНС или Росфинмониторинг не будут обязаны проверять эти данные. Но есть оговорка: если правоохранители заподозрят человека в совершении преступлений, на которые амнистия не распространяется, они смогут начать расследование.
 
Всего таких случаев четыре. Если амнистированный — чиновник, действующий или бывший, работавший на госслужбе или в ЦБ в течение 10 последних лет. Если капитал декларирует супруг, бывший супруг или близкий родственник такого человека. Если декларируется актив, находящийся в офшоре, не обменивающемся информацией с Россией, или стране, включенной в черный список FATF. Наконец, если актив крупный — $5 млн по декларационной стоимости или по цене приобретения.
 
В концепции Титова сказано, что репатриация активов, расположенных в офшорах или в странах из черных списков FATF или ОЭСР, должна быть обязательной. Все будут обходить норму, переводя активы из офшоров в иные юрисдикции, ожидает Серб-Сербин. В этом и цель — не вернуть капиталы, а вытеснить их из черной зоны в более светлые, объясняет Титов.
 
Зато амнистированные не должны будут уплачивать налог — на этом настаивал Минфин. Достаточно будет уплатить декларационный платеж — всего 1-2%.
 
Минфин будет явно против именно этого, знает федеральный чиновник, остальное обсуждаемо.
 
Бизнес такая амнистия пугает. 
Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика