А. Улюкаев: «Мы должны изменить ситуацию на шахматной доске, а иначе — только движение по спирали вниз»

«Сейчас у нас сочетание трех кризисов. Первый кризис — структурный: структура экономики такова, что воспроизводит в расширенном масштабе издержки. Это экономика постоянно растущих издержек: будь то тарифы естественных монополий, будь то соотношение зарплат с производительностью труда, будь то регуляторные, транзакционные издержки, будь то издержки на фондирование на кредитном рынке. Все издержки постоянно растут, и их рост кратно превосходит рост экономики. Второй кризис — это часть обычного делового цикла, который связан с ограничениями по спросу — и внутренними, и внешними. И третий — геополитический кризис, связанный с механизмом санкций, контрсанкций и т. д. Их сочетание в одно время в одном месте и дает те негативные эффекты, которые мы обсуждаем», - сказал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в интервью газете «Ведомости».

По его мнению, структурный кризис - это «результат недореформированной экономики и всего того, что мы не сделали».

Улюкаев считает, что надо было снижать макроэкономические издержки, а именно издержки пенсионной системы и социальной сферы.

Действия в этом году по отмене порога [зарплат по взносам] в ФОМС Улюкаев назвал дополнительным налогом на бизнес.

«То же самое касается и тарифов естественных монополий и, самое главное, регулятивного давления. Исследование EY показывает, что 35% издержек российских предприятий — это транзакционные издержки, плата за регулирование», — подчеркнул министр.

Происходящее в глобальной экономике — это переход в новую нормальность, высоких темпов роста больше не будет, уверен Улюкаев.

По его оценке, рост российской экономики без санкций, падения цен на нефть и ошибок, составил бы 2,5-3%. «Эта новая нормальность надолго, для моего поколения — навсегда», — считает Улюкаев.

Санкционный режим — это тоже очень надолго, прогнозирует глава МЭР. По его мнению, будет «как с поправкой Джексона — Вэника: уже ни Джексона, ни Вэника, а 40 лет история продолжалась».

Что будет с банковской сферой

«Нам очень важно пройти 2014-2015 гг. с точки зрения рефинансирования долгов компаний, дальше происходит адаптация в связи с тем, что ослабление валюты изменяет состояние текущего счета, — говорит Алексей Улюкаев. — Если мы всю болтанку, связанную во многом с нашими неаккуратными действиями в денежно-финансовой сфере, преодолеем, то затем достаточно большое позитивное сальдо текущего счета позволит спокойно фондировать рефинансирование наших компаний, начиная с 2016 г».

Технологическая составляющая санкций

Многое, что касается санкций по технологии современной нефтегазоразведки, нефтегазодобычи, сегодня не действует вообще и в следующем году не окажет сильного влияния, полагает министр. Однако, начиная с 2016 г. мы будем иметь проблемы.

«Финансовая часть [влияния санкций] будет ослабевать, а технологическая — усиливаться, и мне трудно сказать, каким будет равнодействие этих взаимно противоречащих тенденций, но так или иначе это будет ощутимо», — рассуждает Улюкаев.

«Мы должны изменить ситуацию на шахматной доске, а иначе — только движение по спирали вниз, повторяя и повторяя то, как стояли фигуры раньше. Вот такого рода планов немало, это все планы реактивные. Серьезного плана, который изменил бы устройство, у нас до сих пор не было. Хотя у нас немало планов, связанных с импортозамещением, с приоритетными проектами — и это все полезная работа, но это тактика, реакция. Нужен стратегический план», — заявил Алексей Улюкаев.

Что изменится к 2017 году

«Рынки найдут естественное равновесное состояние, в том числе по цене на нефть. Знаете, если бы нефть снижалась с пика в $115 до $85-90, можно было бы предположить, что это очень надолго, что это часть долгосрочного тренда, а при падении со $115 до $60 с высокой степенью вероятности цена отскочит.

Во-вторых, есть набор мер, улучшающих условия для бизнеса: мораторий на ухудшение налоговых условий, ограничение проверок, проектное финансирование — все это должно заработать.

В-третьих, сильная девальвация означает сокращение издержек для компаний: в 2015 г. мы увидим, что доля заработных плат в ВВП сократилась, а доля прибыли компаний увеличилась. Мы тем самым сегодня разрываем тот самый цикл повышения издержек — не потому, что мы такие умные, просто так получилось. А значит, при прочих равных у компаний появляется основание для роста инвестиций, если, конечно, мы своими действиями в экономической политике не помешаем этому».

ФНБ и инвестпроекты: «Я утверждаю, что наши стратегические цели очень зависят от того, какую инфраструктуру мы создадим»

ФНБ - это форма существования национальных активов. У вас есть нефть в земле, вы ее можете там оставить для детей и внуков — это первая стратегия. Есть вторая: добыть и превратить в ликвидную форму, разместить в ликвидных инструментах. Конечно, и в первой, и во второй стратегии есть риски. К тому времени, когда вы решитесь добыть эту нефть, она уже может ничего не стоить, так как могут что-то другое изобрести. А ликвидные активы — они действительно останутся ликвидны и надежны? Вы этого не знаете. Третий же вариант — инвестировать для достижения стратегических целей. Я утверждаю, что наши стратегические цели очень зависят от того, какую инфраструктуру мы создадим. Дорожное строительство, железнодорожное, портовое, телекоммуникационное — от этого зависит, будут ли у нас возможности для развития. 

Идею направить ФНБ на докапитализацию банков, которые затем будут направлять эти средства на проекты, Минэкономразвития одобряет. «Ведь мы размещаем эти деньги в банках на условиях «ключевая ставка плюс 1%», и по такой же ставке банки выдают деньги конечным получателям — т. е. они никакую маржу с этой операции не получают. Выдавая субординированный кредит банку, мы даем ему и ликвидность, и капитал, но ликвидность даем без маржи на конкретный, выбранный нами проект. Банк эту «барщину» отработал, и у него остается капитал: он сможет привлечь фондирование с рынка, через депозиты или облигации, без ограничений, направить их на кредиты и заработать уже на этом», — пояснил Улюкаев.

 

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика