Налоговый маневр в нефтяной отрасли приведет к увеличению цен на топливо в 2015 году как минимум на 10%. Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева допускает, что цены сразу поднимутся на 20%, а к концу 2015 года литр бензина в среднем может стоить 50 рублей.
Законопроект, новую редакцию которого цитирует РИА Новости, предлагает в рамках налогового маневра за три года поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7-5 раз с одновременным увеличением ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза.
Одновременно фактически повышаются акцизы на топливо четвертого и пятого классов.
Суть налогового маневра — перераспределение доходов государства от нефтяной отрасли с экспортных пошлин на налоги на добычу нефтепродуктов внутри страны. «Основной смысл маневра — синхронизация удельных экспортных сборов на нефть между Россией и Казахстаном в преддверии вступления с 2015 года в действие соглашения о Евразийском экономическом союзе», — объясняет решение правительства Денис Борисов, директор московского нефтегазового центра EY.
По мнению эксперта, вторая цель авторов «маневра» — сокращение налогового субсидирования переработки за счет добычи. До сих пор эти субсидии служат стимулом для работы целого ряда неэффективных НПЗ, специализирующихся на мазуте. То есть на таком товаре, который стоит дешевле исходного сырья.
«Налоговый маневр <> плох со всех сторон. Этот налоговый маневр подается как применение лучших мировых налоговых практик, при том что никаких “лучших налоговых практик” там совершенно нет. Там есть прямое изъятие денег у отрасли, которая и так находится в тяжелом состоянии», — говорит Симонов.
«Грязное топливо получит конкурентное преимущество над чистым», — констатирует президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в своей статье, опубликованной газетой «Ведомости».
В целом дополнительное бремя, накладываемое государством на нефтяную отрасль, составит в следующем году около 200 млрд рублей, считает Константин Симонов. По данным газеты «Коммерсант», расчеты Минфина несколько иные: в 2015 году маневр дохода бюджету не принесет, но уже в 2016 году он составит 247 млрд рублей, а в 2017 году — еще 250 млрд.
Третье чтение не предполагает внесения значимых изменений в текст законопроекта, однако когда оно состоится, пока неизвестно.