Парламентский контроль включает право рассмотреть вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства, генпрокурора и центрального банка, выступления в парламенте других федеральных чиновников, депутатские запросы и парламентские расследования. Российский парламент также утверждает федеральный бюджет и участвует в обсуждении основных направлений бюджетной и налоговой политики и в рассмотрении госпрограмм. Кроме того, парламент формирует Счетную палату — постоянный аудиторский орган. В 2013 году был принят отдельный закон о парламентском контроле.
Однако действующий порядок позволяет правительству утверждать госпрограммы, не учитывая мнение парламентских комитетов и Счетной палаты России.
Новая норма обязывает федеральное правительство при изменении госпрограмм обосновать, почему необходимо изменить финансирование, и представить данные об источниках нового финансирования.
Кроме того, новый закон распространяет парламентский контроль на федеральные целевые программы. Если госпрограммы направлены на развитие целых социально-экономических сфер, то более узкие федеральные целевые программы используются для решения конкретных системных проблем.