Нефть, "Башнефть", "Роснефть", Евтушенков. Лишнее зачеркнуть

Статьи есть, а логика?

Версию следствия изложил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Евтушенкову предъявлены обвинения в рамках уголовного дела "о хищении акций предприятий, входящих в топливно-энергетический комплекс Республики Башкортостан, и их легализации". "У следствия имеются достаточные основания полагать, что к легализации (отмыванию) имущества, приобретенного преступным путем, причастен председатель совета директоров ОАО АФК "Система" Владимир Евтушенков. Сегодня ему предъявлено обвинение в легализации (отмывании) денежных средств (ч 4. ст. 174 УК РФ)", - сказал Маркин во вторник.

Статья, по которой Евтушенкову предъявлено обвинение, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей.

Бизнесмен помещен под домашний арест до 16 ноября, он будет находиться по месту проживания в Московской области. Решение вынес все тот же Басманный суд.

Сразу возникают вопросы. Разве АФК «Система» и Владимир Евтушенков приватизировали ТЭК Башкортостана? Это сделал Урал Рахимов, сын бывшего президента республики Муртазы Рахимова. Приватизация предприятий, входящих в башкирский ТЭК, началась в конце 1990-х и была завершена к августу 2003 года. АФК «Система» выкупила их за 600 млн долларов у ООО "Башкирский капитал" (компания связана с Рахимовым) только в 2005 году. Полностью сделка была закрыта в 2009 году.

Первоначально обвинения в незаконной приватизации предъявлялись одному Уралу Рахимову. В 2010 году расследование закончилось ничем. Дело было вновь открыто только в этом году. В июле пропахший нефтью Басманный суд Москвы принял решение наложить арест на акции "Башнефти", принадлежащие АФК "Система" в качестве обеспечительной меры по делу о нарушении при приватизации. Попытки оспорить арест оказались неудачными.

На одном из судебных заседаний следствие озвучило свою позицию по делу. "Рахимов совместно с неустановленными лицами использовал служебное положение своего отца - президента Республики Башкортостан и организовал хищение контрольных пакетов акций ряда открытых акционерных обществ, общей стоимостью более 130 млрд рублей, получив реальную возможность распорядиться ими по своему усмотрению", - сообщил следователь СКР. Далее, по его словам, "Рахимов обеспечил совершение финансовых операций с похищенным имуществом, а именно реализацию пакетов акций в адрес ОАО АФК "Система" и других юридических лиц на общую сумму более 2,5 млрд долларов", - сообщил он.

По версии следствия, АФК "Система" приобрела пакеты акций предприятий башкирского ТЭК дешевле договорной цены на 500 млн долларов.

Следствие считает, что покупка башкирских акций АФК «Системой» – и есть отмывание. Если у СКР есть доказательства, что Урал Рахимов и Владимир Евтушенков действовали по предварительному сговору, картина ясна, но об этом никто не заявлял. А раз так, прав президент РСПП Александр Шохин, опирающийся на презумпцию невиновности: "Если приватизация прошла с нарушениями закона, то это не значит, что АФК "Система" была недобросовестным приобретателем".

Кому выгодно? 

Правосудие, безусловно, ценно само по себе. Но все-таки, если сделки будут признаны преступными, то кто окажется в выигрыше?

Республика Башкортостан? Вряд ли. Вот позиция ее президента Рустэма Хамитова, заявленная в августе: "Заплатить за контрольный пакет и выкупить его обратно республика не может, а бесплатно его никто не вернет". Правда, министерство земельных и имущественных отношений Башкирии заявило гражданский иск о компенсации в размере 209 млрд рублей. Но в рамках уголовного дела против Урала Рахимова.

Компенсация – это деньги, а кому достанется нефть? Здесь есть своя много объясняющая история. Основной актив "Башнефти" - месторождения Требса и Титова в далекой от Башкортостана Архангельской области. Лицензия на их разработку у «Башнефти» появилось в 2010 году, когда она уже была в собственности АФК "Система". Дальше последовала череда традиционных акционерных скандалов.

Из-за привлечения к этому проекту "ЛУКОЙЛа" в качестве партнера "Башнефть" столкнулась с судебными разбирательствами, которые продолжаются уже несколько лет. "ЛУКОЙЛу" был продан блокпакет компании "Башнефть-Полюс" (владелец лицензии). Последовали иски рядовых акционеров «Башнефти». В мае 2012 года Роснедра отменили приказ о передаче лицензии "Башнефть-Полюсу" и приняли решение возвратить лицензию "Башнефти". Вновь переоформить лицензию на СП "Башнефти" удалось лишь в мае 2014 года. В июле последовал новый иск. Тогда же "Башнефть" и "ЛУКОЙЛ" направили письмо генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой расследовать "корпоративные атаки" на СП "Башнефть-Полюс".

Вопрос, кто стоит за этими атаками, похоже, риторический. «Башнефть» выбрала в качестве партнера «ЛУКОЙЛ», а могла выбрать «Роснефть».

В конце июня «Ведомости» опубликовали статью с красноречивым заголовком «Роснефть нацелилась на «Башнефть». В своем комментарии по «делу Евтушенкова», опубликованном в той же газете 17 сентября, Михаил Ходорковский прямо указывает на «Роснефть» и Игоря Сечина. Он даже дал совет:  "Если у Евтушенкова есть возможность идти на соглашение — надо идти на него… Я бы не увидел в этом никакого позора и неудобства, если бы он договорился на любых условиях". Естественно, со стороны «Роснефти» последовало опровержение, с которым выступил Михаил Леонтьев: "Не было у нас никаких переговоров никогда с "Башнефтью", не было такого факта”. Но есть и другой факт: июньскую статью в «Ведомостях» «Роснефть» не опровергала.

В конце концов, сегодня складывается ситуация, когда акции «Башнефти» можно приобрести без всяких переговоров.

А на богиню правосудия в России давно пора надеть противогаз, чтобы ее не отравлял запах нефти.

Николай Вардуль

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика