Дмитрий Медведев: «Время лёгких, то есть дешёвых и доступных ресурсов во многом прошло»

Сергей Донской

Сергей Донской

«Ухудшение качества месторождений, инфраструктурные проблемы, административные издержки ограничивают рентабельность производств значительной части добывающих предприятий и отрасли в целом, а стало быть, их привлекательность для инвесторов снижается», — заявил в начале заседания премьер-министр Дмитрий Медведев.

По его данным, в прошлом году на проведение геологоразведочных работ из федерального бюджета было израсходовано более 32 млрд рублей. Запланированное финансирование на этот год – около 35 млрд рублей.

До 2020 года на геологоразведку и воспроизводство минерально-сырьевой базы планируется израсходовать не менее 320 млрд рублей.

«Это очень значительные средства, — отметил глава правительства. — Мы рассчитываем на отдачу от этих денег <>. Время лёгких, то есть дешёвых и доступных ресурсов во многом прошло, это очевидный факт. <> Поэтому капиталоёмкость и технологичность добывающих отраслей постоянно растут».

Он отметил, что для инвестиций в разведку и освоение труднодоступных запасов нужно создавать специальные условия: серьёзные средства нужно также расходовать на экологическую и транспортную инфраструктуру, совершенствовать и систему налогового обложения, упрощать разрешительные и контрольные процедуры, стимулировать применение современных технологий и оборудования и сделать эту сферу более интересной не только для сверхкрупного бизнеса, но и для достаточно среднего по размеру бизнеса.

Недавно была принята госпрограмма по воспроизводству и использованию природных ресурсов на период 10–30 лет. За весь срок реализации госпрограммы государство вложит в геологоразведку около 329 млрд рублей, сказал на заседании министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. По его словам, также увеличились инвестиции и из внебюджетных источников — в прошлом году они составили около 240 млрд рублей. «Это, без сомнения, закрывает наши текущие потребности, но следует иметь в виду, что наши недропользователи отправляют на воспроизводство запасов значительно меньшую долю выручки от разработки месторождений, чем их зарубежные коллеги, что в долгосрочной перспективе создаёт риски», —сказал Сергей Донской.

 За последние пять лет в России отмечается расширенное воспроизводство запасов углеводородного сырья с коэффициентами 1,4 по нефти, 1,5 по природному газу.

По объёму добычи рудного золота Россия вышла на третье место в мире после Китая и Австралии, опередив США, – это впервые за 25 лет. За этот период было разведано более 270 месторождений твёрдых полезных ископаемых.

«Наиболее, на наш взгляд, значимая проблема в сфере воспроизводства запасов углеводородов – это постепенное сокращение так называемого поискового задела тех участков, которые обладают перспективами новых открытий, — заявил глава Миприроды. — Несмотря на то, что за последние восемь лет мы устойчиво разведываем запасы нефти и газа больше, чем добываем, если мы посмотрим структуру этого прироста, мы увидим, что основная часть (это около 80%) приходится не на новые открытия, а на доразведку уже разрабатываемых месторождений, обустроенных и привязанных к инфраструктуре. <> Но без новых открытий невозможно в полной мере на долгосрочную перспективу заместить неизбежное истощение тех 10% крупных и уникальных месторождений, которые дают нам 85% добычи нефти и газа».

«Внедрение системы вычетов расходов на геологоразведочные работы из НДПИ»

Основная причина незаинтересованности компаний в геологоразведке — отсутствие в законодательстве экономических механизмов, целевым образом стимулирующих геологоразведочные работы, считает Донской.

Он обратил внимание на разницу в системе налогообложения ГРР в России и в других странах.

В зарубежных странах налогообложение добычи нефти и газа базируется на прибыли. Второе отличие – это наличие специальных целевых механизмов стимулирования ГРР.

«Выходом, на наш взгляд, могло бы стать внедрение системы вычетов расходов на геологоразведочные работы из НДПИ, подлежащего уплате компаниями в бюджет. Аналог в законодательстве уже есть — это вычеты из НДПИ по углю расходов, понесённых недропользователями, на обеспечение промышленной безопасности в шахтах. По нашим данным, введение такого механизма позволит получить прирост запасов нефти за 10 лет от 2 до 3 млрд т, в том числе за счёт новых открытий, а также обеспечить дополнительную добычу от 360 до 605 млн т нефти в год», — заявил министр, посетовав на несговорчивость Минфина.

Ещё один резерв новых открытий, подчеркнул министр, — это российский континентальный шельф, уже отлицензировано 25% от всей площади российского шельфа (почти 1,6 млн кв. км), лицензионными обязательствами предусмотрены колоссальные объёмы геологоразведочных работ до 2023 года.

Реализация этой задачи позволит открыть новые уникальные крупные месторождения нефти и газа и даже нефтегазоносные провинции, сопоставимые с Саудовской Аравией.

Стимулирование новых открытий на суше и на шельфе – это задача на перспективу. Это завтра, о котором надо думать уже сегодня, отметил Сергей Донской.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика