Авторы опубликованного в «Ведомостях» материала «Четыре маневра для возобновления роста» — Симеон Дянков, ректор Российской экономической школы Алексей Калинин, директор Института исследований развивающихся рынков Московской школы управления «Сколково», Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково» — рассуждают о путях выхода экономики из кризиса.
Профессор Барри Айхенгрин из Калифорнийского университета в Беркли считает, что для улучшения человеческого капитала нужны инвестиции в среднее и высшее образование.
Второе направление – технологический прорыв. Научно-исследовательские разработки и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) должны стать отечественными. Страна средних доходов не может расти только за счет импорта новейших технологий из-за рубежа. Необходимо разрабатывать собственные передовые секторы, которые смогут дать импульс экспортному производству.
Принципиально важно находить и развивать положительные примеры создания конкурентоспособного инновационного бизнеса в российских регионах. Среди прочего частные компании могут вносить свой вклад в развитие локальной инфраструктуры качества жизни через создание современной рабочей среды, сочетающей возможности плодотворного профессионального творчества с качественным отдыхом и личным развитием.
Третье направление – ориентация на Восток. Санкции после украинского кризиса подали важный сигнал российской экономике — стране необходимо диверсифицировать географию своих внешнеэкономических партнерств и наращивать связи с быстро развивающимися экономиками. Необходимо переключить внимание с Европы на другие рынки, включая Ближний Восток, Латинскую Америку, Азию и страны БРИКС. У России имеется значительный потенциал для сохранения своих позиций в мире, в том числе в качестве технологического донора, поставляющего этим странам жизненно важные ядерные, аэрокосмические, информационно-технологические и нефтехимические продукты и услуги и образование.
В этих условиях необходимо развивать глобальную конкурентоспособность Евразийского экономического союза — выстраивать географически обусловленные высокотехнологичные торговые и производственные цепочки, формировать единую коммерческую позицию по основным статьям экспорта, прежде всего по природным ресурсам, и создавать качественно новые институты поддержки экспорта, в том числе на базе ЭКСАРа. Более того, необходимо использовать исторические связи многих стран Азии и Ближнего Востока с Россией и СССР для запуска новых партнерств (ЕАЭС может стать платформой для экономического диалога с этими регионами). Большой потенциал сохраняется у БРИКС — страны-участники могут объединить усилия по выходу из ловушки среднего дохода, совместно осваивать внешние рынки и решать глобальные задачи.
Четвертое направление – улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Согласно докладу Doing Business in 2014, Россия поднялась со 112-й позиции на 92-ю (из 189 стран). Сейчас рейтинг России выше, чем у других стран БРИК: Китай занимает 96-е место, Бразилия — 116-е, а Индия — 134-е. Россия опережает в рейтинге два других крупных быстроразвивающихся рынка — Вьетнам и Индонезию (обе страны были партнерами СССР, и эту связь можно и нужно возобновить).
Цель России на 2014 г. — продолжить заданный курс и попасть в число первых 60 стран в рейтинге Doing Business. Такое улучшение возможно, и в предыдущие годы это демонстрировали разные страны — от Колумбии до Польши и от Израиля до Саудовской Аравии. Более того, это цель, которой Россия может достичь сама, без опоры на внешних партнеров — реформы касаются отечественных акторов, и изменение условий ведения предпринимательской деятельности могут сделать российскую экономику более устойчивой к внешним потрясениям. Улучшение деловой среды — это благо не только для России, но и для любой страны.