Как следует из отчета МВФ, величина госсектора в российской экономике уже превосходит 70% ВВП, а долговая нагрузка лишь 26 крупнейших госкомпаний — 102% ВВП, сообщает «Коммерсант».
Эксперты фонда оговариваются, что нехватка информации может влиять на достоверность оценки.
Детальная отчетность предоставляется лишь по 60% расходов публичного сектора, причем данные по финансируемым правительством госагентствам и квазигосударственным структурам практически не предоставляются, констатируют в фонде.
Согласно методологии МВФ, для расчета общего фискального баланса учитываются также внебюджетные фонды (в сумме с бюджетом они составляют сектор государственного управления, СГУ), а также госкомпании, включая госбанки. Подобный подход используется для того, чтобы нивелировать эффект от переноса расходов и долгов правительства на фонды и агентства.
Общая доля госсектора, по оценке МВФ, составляет не менее 71% ВВП, в том числе госкомпании формируют порядка 29% ВВП (официальные расходы консолидированного бюджета и внебюджетные фонды — 37% ВВП).
В официальной статистике Минфина по госрасходам сектора госуправления не учтены операции фонда развития ЖКХ, "Роснано" и "Автодора" (2,7% ВВП в сумме), секретная часть бюджета, составлявшая в 2012 году 14%, к 2016 году может возрасти до 25%.
Более заметные различия со статистикой Росстата и Минфина отмечаются при учете активов и обязательств госсектора. Так, по оценке МВФ, активы на балансе госструктур и госкомпаний составляют в сумме 381% ВВП (половина из них неучтенные сырьевые запасы нефти и газа), обязательства — 400%. При этом официальный долг правительства составляет лишь 11% ВВП, 282% — непокрытые выплаты Пенсионного фонда, еще 102% — долги госкомпаний (МВФ приводит данные в сумме по 26 крупнейшим структурам).
Проблема кроется не только в учете пенсионных обязательств, но и отнесении той или иной компании с госучастием к госсектору, отмечают в фонде. Из более 40 тысяч компаний публичного сектора половина — унитарные предприятия, четверть — акционерные компании, в Росстате и Минфине большую их часть относят к коммерческим предприятиям, однако при применении рыночного теста оценка будет в корне другой, считают в фонде.