Дискуссия о будущем возобновляемых источников энергии (ВИЭ) завершена: мир принял решение о необходимости и необратимости развития "зеленой" генерации. Это происходило постепенно, но стало совсем очевидным в 2015 году, когда объемы ввода генерации на ВИЭ в мире превысили объемы ввода генерации на традиционных источниках энергии (речь об угле, газе и атоме). А за последние 12 лет число государств, поддерживающих проекты на ВИЭ, выросло почти в четыре раза - до 170.
Об этом рассказал председатель правления "Роснано" Анатолий Чубайс на открытой лекции в рамках международного форума "Российская энергетическая неделя".
Великобритания и Германия довели долю ВИЭ в генерации до 30-35 процентов, и Россия на этом фоне пока выглядит скромно, признал Чубайс. У нас к 2024 году доля ВИЭ в генерации достигнет лишь одного процента (без учета гидроэнергетики), но задачи догнать и перегнать не стоит: просто есть условия для развития ВИЭ на гораздо более длительном временном горизонте, и такие проекты перспективны, считает Чубайс.
"Россия - страна холодная, но не темная во всех смыслах этого слова. В этом смысле природный российский потенциал по солнцу очень значительный. Он далеко не исчерпывается только одними южными регионами", - говорит Чубайс. Основная часть территории России - это континентальный и резко континентальный климат, что означает низкую облачность, а значит, много солнца. Более низкая температура даже улучшает КПД солнечных модулей, говорит Чубайс. Краснодар, Челябинск, Бурятия, Алтай, Саратов - все эти города лучше по уровню инсоляции, чем, например, Берлин. Поэтому потенциал по солнцу очень высокий, уверен глава "Роснано".
По ветру Россия вообще страна номер один на земном шаре. Наибольший потенциал сконцентрирован на севере и Дальнем Востоке, то есть там, где есть изолированные энергорайоны.
Переработка мусора в России тоже считается частью возобновляемой энергетики. Ежегодно мы производим 60 миллионов тонн твердых бытовых отходов (ТБО), в то время как установленная мощность заводов покрывает всего около 800 тысяч тонн, говорит Чубайс, к тому же они недозагружены или находятся в предбанкротном состоянии. В разных странах разные модели и доли: в США термически перерабатывается 7,6 процента ТБО с получением электроэнергии, в Великобритании - десять процентов, в Швеции - все 50. Предпосылки для развития есть. Но надо понимать, что везде возобновляемая энергетика вставала на ноги только за счет субсидий, напомнил Чубайс. В России все началось в 2007 году - тогда создали законодательную базу. Если бы тогда было принято решение строить станции на основе ВИЭ за счет федерального бюджета, то этот сегмент не получил бы развития, какое мы наблюдаем сейчас, считает Чубайс. Выбор был сделан в пользу более рыночного механизма - договора на поставку мощности (ДПМ), и это себя оправдало. Платит за это промышленный потребитель, однако, по оценкам Vygon Consulting, вклад ВИЭ в конечную цену для него достигнет пика только в 2025 году - 3,3 процента, притом что инфляция будет выше.
Развитие ВИЭ, по мнению Чубайса, должно идти следующим образом: сначала полный трансферт иностранной технологии, затем - локализация производства, а далее переход к экспорту собственной технологии. Солнечная энергетика уверенно прошла первые два этапа: уже разработаны гетероструктурные модули за счет апгрейда иностранных технологий. На очереди экспорт, который, по словам первого замминистра энергетики Алексея Текслера, уже начался, в частности с Новочебоксарского завода в Европу, сообщил он в кулуарах Российской энергетической недели.
Сколько в итоге России нужно возобновляемой энергетики? Единых целевых показателей в разных госстратегиях развития нет, но если будет база в виде установленной мощности на пять гигаватт к 2024 году, стабильное производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а также кадры, то появится задел на создание полноценного технологического кластера ВИЭ, уверен Чубайс. "Нам в РФ нужен целостный, самопроизводимый, сбалансированный кластер с экспортным потенциалом к 2035 году", - считает он.
Ежегодно Россия генерирует 60 миллионов тонн мусора, а переработать может 800 тысяч. Потенциал есть
Наиболее уязвимыми элементами этого фундамента могут стать производство и НИОКРы, и для их поддержки нужно довести мощность генерации на ВИЭ к 2035 году до 15 гигаватт, или не менее пяти процентов установленной мощности единой энергосистемы РФ, призвал Чубайс. Эти мощности тоже должны быть введены в рамках ДПМ (уйти от него получится, скорее всего, ближе к 2030 году, когда поддержка будет концентрироваться не на внутреннем рынке, а на экспорте).
В целом в России формируется новая инновационная отрасль с оборотом до триллиона рублей. Настоящий национальный проект по ВИЭ в России запущен, главное - "не придушить" его, заключил Чубайс.