В далеком 1941 году, весной, когда строительство аэропорта Внуково было практически завершено, было решено его открытие приурочить к Дню воздушного флота – 18 августа 1941 года. Однако развязанная фашистской Германией война нарушила эти планы. Уже 2 июля 1941 года было объявлено об открытии первой очереди аэропорта Внуково – эта дата и стала официальным днем рождения аэропорта.
Во время Великой Отечественной войны на базе аэропорта была создана Московская авиагруппа особого назначения для выполнения специальных заданий Верховного командования Красной Армии. В ее составе было много авиаторов Внуково, а сам аэропорт стал крупной военно-воздушной базой Москвы. Совсем новые здания и сооружения аэропорта были замаскированы и закрашены черно-зеленой краской. Гражданские самолеты стали боевыми с красными звездами на борту и хвосте. Основу парка боевых самолетов составляли транспортные самолеты ПС-82 (Ли-2). Кроме того, в аэропорту базировалось два истребительных полка, которые обеспечивали противовоздушную оборону нашей столицы. Примечательно, что одним из этих полков командовал Василий Сталин – сын Иосифа Виссарионовича Сталина. Еще во Внуково размещались десантники и дивизион зенитной артиллерии. Летчики Московской авиагруппы обеспечивали доставку боеприпасов, продовольствия, медикаментов для осажденного фашистами Ленинграда, а из блокадного города вывозились тяжелораненные бойцы, квалифицированные рабочие, больные, голодные жители сражающегося города. Самолеты из Внуково помогали партизанам, выполняли десантирование, осуществляли специальные перевозки на транспортных самолетах Ли-2, не имевших оборонительного вооружения. Летчики и специалисты Внуково проявили мужество и героизм, многих отметили высокими боевыми наградами. Одной из памятных страниц истории Внуково стал май 1945 года – именно в этот аэропорт приземлился самолет, доставивший в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. А чуть позже во Внуково встречали военный самолет со Знаменем Победы, водруженным над Рейхстагом 30 апреля 1945 года.
Вот лишь несколько цифр, характеризующих вклад внуковцев в Победу: более 60 тысяч вылетов на линию фронта и в тыл противника, около 300 тысяч перевезенных на фронты военнослужащих, более 365 тысяч тонн грузов, в том числе для блокадного Ленинграда.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны советское руководство принимает решение о переводе Центрального Московского аэропорта с аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле во Внуково, которому передаются функции главного гражданского аэропорта столицы. В 1946 году во Внуково были созданы авиагруппы для внутрисоюзных перевозок и для международных сообщений. Практически одновременно для подготовки летных специалистов на базе Внуково был создан 21-й учебно-тренировочный отряд. В 1954 году появились Внуковские линейные эксплуатационные мастерские для обеспечения технического обслуживания эксплуатируемой авиационной техники.
Аэропорт Внуково стал базой отечественной авиации, где проверялись практикой и временем технологии обслуживания пассажиров, мастерство авиационных специалистов. Практически все пассажирские самолеты, созданные после окончания войны, совершили свои первые пассажирские полеты из аэропорта Внуково. Если посмотреть на их список: Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-86, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, то только сверхзвуковой Ту-144 отсутствует в нем.
Вообще история Внуково – это действительно история нашей страны и ее важнейших вех. Так 14 апреля 1961 года во Внуково прибыл самолет с первым космонавтом в мире Юрием Гагариным. В 1980 году Внуково принимал участников и гостей ХХ Олимпийских игр.
На протяжении всей истории аэропорта Внуково имел важную и ответственную привелегию – обслуживание воздушных судов высших должностных лиц нашей страны, иностранных государстве, правительств и выдающих личностей, прибывающих в нашу страну. В настоящее время на территории аэропорта базируется Специальный летный отряд «Россия» и находится правительственный терминал «Внуково-2».
За заслуги в обслуживании пассажиров, внедрении новой авиационной техники и за высокие показатели перевозок пассажиров и грузов (только в период с 1976 по 1980 год было перевезено около 30 млн пассажиров) 28 июля 1981 года аэропорт Внуково был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Новейший период истории аэропорта Внуково начинается с начала 2000-х годов. В 2004 году завершилось строительство нового международного терминала площадью 25 тыс. кв. м и пропускной способностью 4 млн пассажиров в год. Одновременно велись масштабные работы по реконструкции и модернизации аэродромного комплекса, в результате чего появились новый командно-диспетчерский пункт с новыми радиотехническими средствами обслуживания воздушного движения и навигации, обновленная взлетно-посадочная полоса №2, новые рулежные дорожки и дополнительные места стоянок самолетов. Для обслуживания грузовых перевозок в 2009 году во Внуково появился современный многофунциональный почтово-грузовой комплекс общей площадью 57 тыс. кв. м. производственной мощностью 150 тыс. тонн грузов в год.
Но приоритетом остается расширение обслуживания пассажиров. Всего за неполных три года была построена первая очередь нового Терминала А, который по окончании строительства будет одним из крупнейших с общей площадью 270 тыс. кв. м. Его открытие состоялось летом 2010 года. Терминал А – красив и необычен в архитектурном решении. Если посмотреть на него с высоты птичьего полета, то он похож на каплю, при этом внутри он воздушен и ажурен. Продуманная инфраструктура позволяют обслуживать пассажиров на самом высоком мировом уровне от прибытия на скоростном поезде или автомобиле. Проект Терминала А был отмечен золотой медалью Всемирного салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель-Эврика-2006». В конце 2012 года открылась вторая очередь Терминала А площадью 96 тыс. кв.м, которая позволила увеличить пропускную способность аэропорта до 2880 пассажиров в час на внутрироссийский линия и до 1650 пассажиров в час на международных направлениях.
В 2013 году во Внуково открылась после реконструкции взлетно-посадочная полоса №1, длина которой увеличена до 3500 метров. А ее новое оборудование позволяет принимать любые типы самолетов без ограничений даже в самых сложных метеоусловиях. Аэропорт Внуково постоянно продолжает совершенствоваться – в 2015 году закончилась реконструкция перрона. И теперь наш юбиляр может принимать самые современные и большие пассажирские самолеты, такие как Boeing 787, Boeing 747-8 и Airbus A380. Возможности обновленного аэропорта позволяют обеспечивать взлет-посадку до 80-90 самолетов в час!
Хоть и самый старейший из аэропортов Московского авиаузла, но самый близкий и один из самых комфортных аэропортов, международный аэропорт Внуково продолжает свое поступательное развитие.