Внешнеполитические ведомства стран готовят встречу профильных министерств по вопросу разработки нефтегазовых участков на спорных территориях
По информации «Известий», министерства иностранных дел России и Норвегии готовят межведомственную встречу по ряду нефтегазовых вопросов, в том числе и по вопросу освоения трансграничных месторождений. Эксперты отмечают, что сближение позиций стран по этому вопросу открывает для российских компаний большие возможности для работы на перспективном норвежском шельфе.
По информации источника «Известий», знакомого с ходом подготовки мероприятия, встреча готовится по инициативе Норвегии.
— Насколько мне известно, среди вопросов, которые запланированы в повестке, — повышение извлекаемости углеводородов и снижение себестоимости добычи, сокращение выбросов парниковых газов при разработке шельфовых месторождений, текущая работа в рамках Парижского соглашения и освоение трансграничных месторождений, — сказал собеседник.
По его словам, решение о встрече пока не принято, «прорабатывается вопрос о ее целесообразности на основе информации от компаний ТЭКа».
В МИД РФ и Минэнерго не смогли официально подтвердить или опровергнуть эту информацию. Источник «Известий» в Минэнерго сообщил, что ему известно, что «норвежские партнеры готовят некие предложения для обсуждения с Минприроды и Минэнерго России», однако официальных документов, подтверждающих это, равно как и повестки обсуждения, нет. В посольстве Норвегии в Москве «Известиям» заявили, что работа по вопросам освоения трансграничных месторождений ведется. Однако дата встречи пока не назначена.
Если же эта встреча произойдет, это станет положительным сигналом для российских компаний в спорном вопросе разработки трансграничных месторождений. Стоит напомнить, что в конце прошлого года «Роснефть» и «Лукойл» подали заявки на участие в 23-м лицензионном раунде по распределению блоков на норвежском шельфе. До лета 2016 года министерство нефти и энергетики Норвегии планирует распределить 57 блоков (54 — в Баренцевом море и три — в Норвежском море), чтобы компании могли начать бурение уже в 2017 году.
Однако весной этого года стало известно, что министерство нефти и энергетики Норвегии решило внести в 23-й лицензионный раунд участок «Серая лиса» в «шпицбергенском квадрате», который по международному праву считается зоной, свободной от экономической деятельности какого-либо государства. Напомним, что в соответствии с договором о Шпицбергене от 1920 года (документ подписали 50 стран, в том числе Россия) у любого государства есть право «на одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фьорды и порты архипелага, а также право остановки в них».
По данным СМИ, включение «Серой лисы» в перечень распределяемых участков, вынудило Shell, BP и «Роснефть» отказаться от участия в 23-м лицензионном раунде, что было негативно воспринято министерством нефти Норвегии. Посольство России в Осло после внесения участков «шпицбергенского квадрата» в 22-й и 23-й раунды направляло ноты в МИД Норвегии (имеются в распоряжении «Известий»), в которых отмечало, что российская сторона настоятельно призывает норвежцев «предпринять шаги, необходимые для приведения проводимой в отношении регулирования деятельности в «шпицбергенском квадрате» политики Норвегии в соответствие с ее международными обязательствами по договору 1920 года».
Тем не менее, как отмечается в документе, «одновременно российская сторона выражает готовность в случае соответствующей заинтересованности норвежской стороны провести двусторонние консультации в целях выработки общего понимания в вопросе регулирования экономической деятельности на континентальном шельфе архипелага в принципах договора о Шпицбергене от 1920 года».
К тому же, по словам источника «Известий» в МИД РФ, фактическое участие российских компаний в освоении нефтегазовых месторождений в пределах «шпицбергенского квадрата» не наносит ущерба позиции России по Шпицбергену и его континентальному шельфу в случае, если российские компании получают одинаково выгодные условия с другими иностранными компаниями.
Таким образом, в этом вопросе возможен компромисс, тем более что сегодня российские компании осуществляют вылов рыбы и добычу угля в «шпицбергенском квадрате». К тому же в 2013 году блоки на территории «шпицбергенского квадрата» были уже лицензированы в рамках 22-го лицензионного раунда и их получили Statoil, ConocoPhillips, GdF Suez и OMV. При этом правительства соответствующих государств никак не препятствовали компаниям в получении данных лицензий, хотя их официальная позиция относительно Шпицбергена осталась, возможно, по-прежнему «зарезервированной».
В «Роснефти» оставили вопрос «Известий» без комментариев. В «Лукойле» не стали комментировать возможную встречу профильных ведомств, но заявили, что, участвуя в 23-м лицензионном раунде в Норвегии, «Лукойл» конкурирует с 25 другими международными нефтяными компаниями.
— Накопленный «Лукойлом» опыт оператора по реализации проектов в Балтийском, Каспийском и Черном морях, а также эффективная реализация крупных нефтегазовых проектов позволяют нам надеяться на успешное участие в тендере. «Лукойл» стал первой и единственной на сегодня российской компанией, квалифицированной министерством нефти и энергетики Норвегии для работы в качестве оператора на шельфе, — сказал руководитель пресс-службы «Лукойла» Виталий Матушкин.
По словам главного стратега компании «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, интерес нефтяных компаний к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержится более 80 млрд т условного углеводородного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей. При этом вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и газа в практически неизученных зонах шельфа центрального Баренцева моря очень высока.
— Стоит отметить, что в Норвегии для нефтяных компаний, работающих на шельфе, предусмотрена компенсация 78% всех затрат, связанных с проведением геологоразведочных работ, а в последующем при освоении и разработке месторождений — компенсация 85–90% капзатрат, — говорит собеседник.
По его словам, интерес «Лукойла» к норвежским участкам, кроме всего прочего, связан с тем, что компания может получить возможность освоения значительных ресурсов нефти и газа на шельфе.
— В 2011 году «Лукойл» стал первой российской компанией, получившей квалификационный допуск для работы на континентальном шельфе Норвегии в качестве компании-оператора. Российское законодательство на отечественный шельф частные компании не допускает, в то время как на норвежской части шельфа таких ограничений по форме собственности компаний нет, — заключил собеседник.
По словам генерального директора аналитического сообщества ThetaTrading Дмитрия Эдермана, участие в норвежских проектах выгодно для российских нефтяников, в первую очередь для «Лукойла», чтобы эффективно осваивать месторождения и применять опыт, полученный на Каспии и в Балтийском море, и таким образом подготовиться к выходу на российский арктический шельф в случае либерализации доступа к нему для частных компаний.