• Главная
  • Новости
  • «Количество и размеры контрольно-надзорных органов государству...

«Количество и размеры контрольно-надзорных органов государству не по карману»

Михаил Абызов — о реформе контрольно-надзорной деятельности

«Дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы, которую сегодня утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев,— первый комплексный документ, который систематизирует основные направления реформы государственного контроля и надзора. Об основных позициях документа “Ъ” рассказал глава правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций, министр по делам «Открытого правительства» МИХАИЛ АБЫЗОВ.

— Проблема реформирования контрольно-надзорной деятельности и снижения административного давления на бизнес постоянно поднимается на самых разных площадках, о необходимости изменений в этой сфере неоднократно говорили и президент, и премьер-министр. Какую роль сыграет принятие «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в решении этой задачи?

— Действительно, вопросы реформирования государственного контроля поднимаются сегодня практически каждый день. Совсем недавно на съезде РСПП, на встрече президента с предпринимательским сообществом, прошло очередное детальное обсуждение деятельности контрольно-надзорных органов, их избыточности и зачастую необоснованного давления на бизнес. Причин такого положения дел несколько. Это и устаревшие нормы и требования, которые существуют еще со времен Советского Союза. И огромное количество госструктур, осуществляющих контроль как на федеральном, так и на региональном уровне, а также невысокое качество их работы. Президент на этой встрече с бизнесом напомнил, что так называемый первый подход к снаряду по реформированию контрольно-надзорной деятельности предпринимался еще в конце 1990-х. Надо признать, что за этот долгий период времени радикально повысить качество госконтроля нам так и не удалось. Ведь, по оценкам экспертов, издержки от избыточных контрольно-надзорных мероприятий составляют от 1,5% до 7,5% ВВП. Основная задача принятой «дорожной карты» — радикально изменить ситуацию с государственным контролем и надзором, значительно повысить его качество, а по сути речь идет о необходимости серьезного прорыва в улучшении госуправления в этой сфере.
— Какие основные решения проблемы существуют, за счет которых этот прорыв будет возможен?

— Основные направления прорыва в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности очевидны и признаны на всех уровнях. Во-первых, это переход на риск-ориентированный подход в проверках. Сейчас в результате бесчисленных проверок примерно в 60% случаев выявляются реальные нарушения, и только в 10% из этих случаев нарушения связаны с непосредственной угрозой причинения вреда. Теперь надзорным органам предстоит отказаться от пресловутой «палочной системы» и концентрироваться в проверках на тех видах объектов, которые представляют реальную опасность и значительные риски для самых разных сфер, будь то экология, экономика или национальная безопасность. Например, крупные производственные объекты, такие как заводы и АЭС, разумеется, нужно проверять чаще, потому что нарушения могут привести к техногенной катастрофе со всеми вытекающими последствиями. А, вот небольшой магазин «тысяча мелочей» и парикмахерскую «на углу» можно и вовсе освободить от планового контроля на несколько лет, если там нет никаких нарушений. Правда, здесь нельзя руководствоваться только масштабами предприятия и величиной потенциального ущерба. Нужно смотреть и на частоту нарушений — злостных нарушителей, естественно, надо навещать чаще.

Второе — переход на современные информационные технологии и взаимодействие контрольно-надзорных органов с бизнесом на базе дистанционного информационного обмена. Такой позитивный опыт уже есть у ФНС, которая ввела для налогоплательщиков систему виртуальных личных кабинетов. А Ростехнадзор, в свою очередь, создает систему дистанционного мониторинга технологических процессов на объектах. Это действительно новый инновационный механизм, который позволяет получать всю информацию о безопасности на предприятии, не выезжая на место.

Третье направление — это формирование для предпринимателей исчерпывающего реестра обязательных требований, которые они должны соблюдать. Для этого предстоит проанализировать, какие требования предъявляются к ним сейчас, не дублируют ли они друг друга, актуальны ли они до сих пор или уже устарели. В перспективе планируется внедрить систему чек-листов требований, наглядных и понятных как для предпринимателей, так и для проверяющих органов. Прообразом такого чек-листа можно назвать проект «Электронный инспектор», реализуемый Рострудом. В идеале — при правильном и честном прохождении самообследования бизнес подучает своеобразную индульгенцию от последующих плановых проверок. Сегодня у нас существует 140 видов госконтроля, около 40 органов контроля и надзора, но непонятно, сколько мероприятий проводится по каждому из них. В результате мы получаем 2 млн проверок в год. Наша цель — исключить ситуацию, когда различные контролирующие органы «по кругу» проверяют у предпринимателей одно и то же.

И последнее: сегодня количество и размеры контрольно-надзорных органов государству не по карману. Надо существенно оптимизировать их структуру, перестать плодить надзорных монстров и перейти на систему «умного» контроля, которая будет нацелена в первую очередь на профилактику нарушений, а не сбор дани с бизнеса по надуманным проверкам.

Все эти направления охватывает утвержденная правительством «дорожная карта», которая должна стать фундаментом и для развития бизнеса, и для повышения эффективности государства в целом.

— Польза этого документа для бизнеса и государства понятна. Но не будут ли эти нововведения и сокращение проверок в ущерб безопасности граждан?
 

 Уменьшение количества проверок — это не самоцель. Хотя некоторые эксперты, исходя из международной практики, полагают, что реформа может уменьшить количество проверок от 30% до десяти раз. Это, конечно, внушительные цифры, но не стоит стремиться свести контрольную деятельность к нулю во что бы то ни стало. Повторюсь, для нас главное — чтобы проверки стали «умными» и были направлены не на все подряд, а лишь на те предприятия, деятельность которых предполагает реальную опасность и риски для населения. Принцип простой: чем выше риски — тем чаще плановые проверки, нет рисков — нет плановых проверок.

— Понятно, что у бизнеса и у контрольно-надзорных органов есть свои интересы и свои задачи. Как удалось прийти к компромиссу и удалось ли?

— Работа над «дорожной картой» велась не за закрытыми дверями министерств, а открыто и публично — в формате Открытого правительства — с привлечением ведущих экспертов и всех бизнес-объединений. Изначально приступая к этой работе, мы ставили перед собой задачу, что эта «дорожная карта» должна быть совместным продуктом. Она должна быть одинаково дорога как бизнесу, так и госорганам, чтобы все участники разработки в равной степени считали ее своей и разделяли основные ее задачи и пути реализации.

Я как министр, занимавшийся координацией этого процесса, могу сказать, что работа проведена огромная. Обсуждение шло в несколько этапов на самых разных уровнях — и на площадке экспертного совета при Правительстве, и в Минэкономразвития, и на заседаниях нашей подкомиссии по совершенствованию контрольных, надзорных и разрешительных функций госорганов, и в рамках правкомиссии по проведению административной реформы. Градус дискуссий зачастую повышался, но в результате нам удалось собрать и учесть мнения практически всех заинтересованных сторон. В итоге все предпринимательские объединения и профильные ведомства согласовали эту «дорожную карту». Впервые компромисс по такой масштабной и для всех чувствительной теме достигнут. Вместе мы создали универсальную «приборную панель» осуществления государственного контроля. Есть еще ряд предложений, которые требуют дополнительной проработки, в будущем они тоже могут войти в «дорожную карту».

— До этого были попытки создать такой универсальный документ?

— Такой масштабной работы по подготовке базового документа в сфере контроля и надзора до сих пор не проводилось. Административная реформа у нас в стране началась еще в 2003 году, но ее мероприятия носили достаточно разрозненный характер, комплексного подхода к решению проблем не было.

— А как будет осуществляться контроль за исполнением этого документа? Ведь зачастую сроки, отмеченные в «дорожных картах», игнорируются.

— Контроль за реализацией «дорожной карты» будет обеспечиваться на самом высоком уровне, а итоги исполнения заслушиваться на правительственной комиссии по проведению административной реформы. Центром оперативного контроля реализации этого документа станет подкомиссия по совершенствованию контрольных, надзорных и разрешительных функций ФОИВ, которую я возглавляю.

Более того, президент поручил установить персональную ответственность за исполнение «дорожной карты». Это указание нашло отражение в подписанном председателем правительства распоряжении об утверждении этого документа. Руководители надзорных ведомств должны будут определить своих заместителей, которые понесут персональную ответственность за реализацию мероприятий «дорожной карты». Кроме того, руководители ведомств должны будут разработать планы-графики исполнения документа и двигаться четко по ним. Подчеркну, что соответствующие доклады о ходе исполнения мероприятий «дорожной карты» будут направляться напрямую главе государства.

— Персональная ответственность подразумевает увольнение сотрудников за невыполнение мероприятий или срыв сроков?

— Про какие-либо увольнения говорить пока рано и, наверное, неправильно, но меры дисциплинарной ответственности к неэффективным чиновникам применяться будут.

— «Дорожная карта» рассчитана на двухлетнюю перспективу. А как будет обеспечиваться реформа контрольно-надзорных органов в будущем?

Основные направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности в скором времени будут отражены на законодательном уровне. Сейчас идет активная работа над базовым законопроектом о государственном контроле и надзоре, разработать который в прошлом году поручил президент. Отмечу, что его принятие отмечено и в «дорожной карте».

Изначально планировалось внести проект этого закона в Госдуму 1 сентября прошлого года, но на тот момент документ был «сырым» и практически не учитывал мнение экспертного и бизнес-сообщества. Если бы законопроект был принят в таком виде, он бы не только не улучшил ситуацию с контролем и надзором в стране, а, напротив, усугубил бы все негативные явления. Поэтому было принято решение о переносе сроков, чтобы подготовить качественный документ. Наша цель — написать не очередной «рамочный» документ, а закон, который бы описывал полный законодательный «периметр» осуществления государственного и муниципального контроля. Начиная от создания четкого списка требований, предъявляемых к поднадзорным субъектам, и заканчивая законодательным закреплением видов контроля и надзора.

— В какие сроки может быть принят новый закон?

— Сейчас работа находится в завершающей стадии. Мы рассчитываем, что законопроект будет внесен в Госдуму уже в весеннюю сессию и принят депутатами в кратчайшие сроки.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика