В отрасли не нашлось новых идей для премьера
Крупнейшие российские металлурги, продолжающие выигрывать от ослабления рубля, все равно хотят помощи от государства, мотивируя это спадом внутреннего спроса и ростом заградительных мер на экспортных рынках. На совещании у главы правительства Дмитрия Медведева они попросили не поддерживать создание новых стальных мощностей, помочь разобраться с проблемами экспорта и импорта и стимулировать потребление алюминия в России. Эти вопросы ставятся давно, но в российской экономике металлурги пока далеко не в худшем положении, говорят эксперты.
Ситуация в металлургии, второй по значимости отрасли РФ после нефтяной, в 2015 году "была весьма непростой" и "остается не беспроблемной, возможно дальнейшее снижение объемов производства", заявил вчера на совещании в Перми Дмитрий Медведев. Премьер выделил три основные причины проблем. Первая — сокращение внутреннего спроса на 9% к 2014 году, до 41 млн тонн проката, прежде всего за счет снижения потребления в стройиндустрии (на 12%) и автопроме (25%). Вторая — ограничение экспортных возможностей из-за защитных мер на рынках США, Европы и других (РФ экспортирует около трети стали, 27 млн тонн в 2015 году). Третья причина, затронувшая и цветную металлургию,— падение мировых цен на 20-45%.
В 2016 году внутренний спрос на сталь может упасть на 10% (до 37 млн тонн проката), уточнил владелец "Северстали" и глава наблюдательного совета отраслевого партнерства "Русская сталь" Алексей Мордашов. По его словам, у металлургов РФ загрузка мощностей "лучше, чем в мире, но остается достаточно низкой". В 2015 году, по данным "Русской стали", она составила 83% против 70% в мире, в 2016 году может составить уже 79%. Господин Мордашов предложил премьеру и главе Минпромторга Денису Мантурову ряд мер поддержки. Во-первых, по его мнению, правительство должно прекратить поддержку новых стальных мощностей, что "не исключает инвестиций в производство продукции дальнейших переделов" ("Ъ" писал об этой инициативе 26 февраля). Во-вторых, бизнесмен просил финансовой помощи по оспариванию защитных мер стран-импортеров в рамках ВТО. При этом внутренний рынок от импорта за счет ускорения процедур защищать надо, уточнил он, назвав систему реагирования Евразийской экономической комиссии "неповоротливой и медленной". Металлургов беспокоит и рост поставок китайского проката с покрытиями через СЭЗ Калининграда (с 2013 года вырос впятеро). Также господа Мордашов и Мантуров говорили о формах поддержки за счет "офсетных сделок" при покупке импортного оборудования за госсредства и включения в договоры госкомпаний, реализующих проекты за рубежом, приоритета по использованию российского металла.
Основной акционер и президент "Русала" Олег Дерипаска, в свою очередь, заявил, что скоро правительству представят программу по увеличению переработки алюминия до 2,1 млн тонн к 2021 году (рост на 650 тыс. тонн с 2015 года) и до 2,5 млн тонн к 2024 году. Основные направления, по его словам, это "прокат и транспортное машиностроение". Но для реализации проектов в этой сфере нужно 140 млрд руб. кредитов и гарантий, подсчитал господин Дерипаска.
По большому счету новых идей не было, резюмируют источники "Ъ" в компаниях и аналитики. Металлурги РФ остаются одними из самых конкурентоспособных, а повышение с начала года цен на железную руду и сталь на 40% (до $370 и $55-60 за тонну соответственно) в связи с временным ростом спроса на сырье в Китае поддерживает их, указывает Олег Петропавловский из БКС. По его мнению, цены сохранятся как минимум до лета, а серьезного ослабления рубля пока не ожидается. Но перспективы отрасли туманны: крупнейший экспортер стали Китай медленно снижает производство (на 5,7% за январь--февраль, до 121 млн тонн), а планам КНР по сокращению 150 млн тонн избыточных мощностей мешает кредитная нагрузка заводов, говорит эксперт. Он добавляет, что "Русал" явно заинтересован во внутреннем рынке из-за профицита мощностей в мире, но вряд ли автопром и потребительский сектор смогут обеспечить такой рост.