Минэкономики спорит с госкомпаниями об их закупках
Как стало известно "Ъ", "Газпром" пытается заблокировать поправки к закону о закупках госкомпаний, которые готовит ко второму чтению в Госдуме Минэкономики. Протесты монополиста вызывают реформа рынка электронных площадок и угроза перевода закупок госкомпаний на более жесткие условия в случае невыполнения требований по приобретению товаров и услуг у малого бизнеса. Вскоре вопрос будет рассмотрен на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, а окончательное решение будет зависеть от администрации президента.
В распоряжении "Ъ" оказались предложения "Газпрома" о смягчении поправок к 223-ФЗ и ответы на них Минэкономики (копии переписки есть у "Ъ"). Об усилиях "известных лоббистов" против повышения прозрачности закупок госкомпаний и "жесточайшем сопротивлении", с которым столкнулась реформа электронных торговых площадок (ЭТП), на прошлой неделе заявили глава ФАС Игорь Артемьев и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Напомним, ранее "Газпром" и "Роснефть" пытались лоббировать возможность засекретить свои закупки, ссылаясь на санкции,— но поддержки Минэкономики тогда не получили. Министерство по итогам мониторинга закупок госкомпаний в 2015 году заявляло о необходимости радикальной реформы всей этой сферы, ссылаясь на то, что госкомпании закупают товары и услуги на 23,1 трлн руб. в год c экономией менее 1% (на "Газпром" приходится 4,4 трлн руб., или 19% этой суммы).
Минэкономики отказалось от компромисса с монополистом по двум ключевым вопросам. "Не обсуждается" министерством просьба "исключить положения, регламентирующие отбор и установление критериев для операторов ЭТП", действующих в рамках 223-ФЗ. "Это сохранит ситуацию, при которой бесконтрольно функционируют более 160 площадок (в том числе принадлежащие офшорам, площадки-однодневки, площадки, аффилированные с заказчиками), требования к которым не определены и контроль за их деятельностью невозможен",— говорят чиновники. По их данным, только на аффилированной с монополистом ЭТП Газпромбанка в 2015 году было проведено 52% электронных закупок на cумму 1,5 трлн руб. Напомним, власти при поддержке господина Шувалова намерены отобрать три-пять универсальных операторов ЭТП для проведения госзакупок и закупок госкомпаний, приватизации и продажи имущества банкротов. Критерии их отбора пока остаются предметом внутриведомственных споров.
Кроме того, Минэкономики "категорически" не согласно исключить из поправок к 223-ФЗ требование перехода госкомпаний на закупки по более жестким правилам закона о контрактной системе "в случае невыполнения доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). "Газпром" в 2015 году был на восьмом месте по объему закупок у МСП (7,1 млрд руб.), опередив, в частности, Роснефть. Но статистика прогресса в поддержке госкомпаниями МСП не выявила: в 2015 году среднее количество заявок малого бизнеса на запросы госкомпаний снизилось с 1,3 до 1,2 — тогда как в рамках госзакупок выросло до трех.
Не удалось пока "Газпрому" вывести из-под требований 223-ФЗ и закупки товаров для "коммерческих целей" (например, для дальнейшей продажи). Также монополия требует отказаться от введения закрытого перечня способов закупки и ограничения для проведения запроса котировок, запроса предложений с начальной ценой договоров более 7 млн и 15 млн руб. Минэкономики пытается таким образом исключить нынешнее применение 3,5 тыс. процедур, маскирующих закупки у единственного поставщика (заключать с ним сделки открыто госкомпании могут по-прежнему). Проведение таких скоротечных процедур, как запрос котировок и запрос предложений (четыре и пять рабочих дней на подготовку заявок соответственно), не позволит поставщикам подготовиться к закупке и предоставить обеспечение исполнения договора, говорят чиновники, напоминая о закупке "Газпрома" на 155 млрд руб., где за неделю требовалось получить одобрение совета директоров на сделку и банковскую гарантию. В качестве компромисса Минэкономики готово ввести исчерпывающий перечень процедур лишь для закупок стоимостью до 200 млн руб. (ценовой диапазон, привлекательный для МСП).
Протесты "Газпрома" вызывает и предстоящий запрет заказчикам отказываться от заключения договора с победителем конкурентной закупки. Монополист просит исключить эту норму или хотя бы распространить запрет только на конкурсы и аукционы, предусмотрев случаи "обоснованного отказа", в том числе для закупок в рамках инвестпроектов стоимостью свыше 10 млрд руб. Минэкономики согласно расширить число таких случаев, кроме того, по итогам совещания у Игоря Шувалова запрет на отказ от заключения контракта может быть ограничен стоимостью договора до 200 млн руб.
В "Газпроме" на звонки и запрос "Ъ" вчера не ответили