Слуга углеводорода

Алексей Миллер останется во главе "Газпрома" еще на пять лет

По данным "Ъ", контракт Алексея Миллера с возглавляемым им "Газпромом" будет продлен еще на пять лет. Таким образом, господин Миллер может далеко обойти по сроку пребывания в должности не только других руководителей госкомпаний, но и своих предшественников в "Газпроме" и Министерстве газовой промышленности СССР. Однако новая пятилетка для господина Миллера обещает быть сложнее предыдущей: позиции "Газпрома" на рынке становятся более уязвимыми.

Правительство одобрило директиву представителям государства в совете директоров "Газпрома", согласно которой срок контракта с главой правления компании Алексеем Миллером будет продлен еще на пять лет, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией. Предстоит согласование с администрацией президента РФ, но "это чистая формальность", сообщил "Ъ" источник в Кремле. Таким образом, контракт с Алексеем Миллером, руководившим крупнейшей в мире газовой компанией последние 15 лет, будет продлен до мая 2021 года. В "Газпроме" отказались от комментариев до проведения соответствующего заседания совета директоров, связаться с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым не удалось. Когда контракт продлевался в предыдущий раз, в 2011 году, совет директоров "Газпрома" утвердил это в конце марта.
Алексей Миллер, придя в "Газпром" в качестве представителя команды Владимира Путина в 2001 году, ни разу не менял свой основной пост. Сравниться с ним по аппаратному долгожительству мог только Владимир Якунин, который пришел в РЖД в 2003 году, а руководить железнодорожной монополией стал в 2005-м. Но в прошлом году господин Якунин ушел в отставку, что в совокупности с последовавшим увольнением Евгения Дода из "РусГидро" стало причиной слухов о готовящихся перестановках в руководстве крупнейших госкомпаний на фоне кризиса. В частности, некоторые собеседники "Ъ" видели в качестве преемника Алексея Миллера главу Минэнерго Александра Новака (в прошлом году вошел в совет директоров "Газпрома").

Основания для слухов об уходе Алексея Миллера были, поскольку, не считая начала 2000-х годов, никогда еще обстановка для "Газпрома" не была такой сложной. Экспортные цены на газ опустились до минимальных уровней за последние десять лет, а издержки компании на добычу и транспорт газа существенно выросли. Украина, когда-то третий по величине экспортный рынок, на данный момент почти полностью потеряна. Экспорт в ЕС постепенно восстанавливается после провала 2010-2012 годов, но из-за осложнения политических отношений "Газпрому" могут грозить ограничительные меры со стороны Еврокомиссии. Кроме того, уже в ближайшие два года российскому газу придется вступить в жесткую конкуренцию со сжиженным газом, в том числе из США. На внутреннем газовом рынке позиции "Газпрома" тоже ослабели — поставки снизились за пять лет на 10%, до 240 млрд кубометров в прошлом году, так как добычу активно наращивали независимые производители.
Хотя многие проблемы "Газпрома" вызваны факторами, на которые менеджмент компании никак не мог повлиять (например, сланцевая революция в США или конфликт с Западом из-за Украины), сейчас собеседники "Ъ" в отрасли припоминают монополии ошибки, совершенные в тучные годы. Так, переоценив будущий спрос на газ в Европе, "Газпром" начал огромную программу по освоению Ямала (только газопровод Бованенково--Ухта обошелся более чем в 1 трлн руб.) — теперь мощности простаивают. Попав в ловушку с украинским транзитом, "Газпром" объявил о переориентации на производство СПГ, но за последние семь лет не добился здесь реальных результатов. А идея фикс с обходом Украины пока принесла компании только дополнительные расходы.

В проблемный период низких цен отставки руководителей — нормальное явление в нефтегазовой отрасли, отмечает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. "Но Алексей Миллер — человек президента, и, видимо, сейчас, наоборот, есть стремление ничего не менять",— говорит аналитик. По его мнению, для самого господина Миллера это непростое решение, так как "была возможность уйти с почетом, а теперь придется оставаться, когда состояние компании уже не блестящее".

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика