Альянс возвращается к стратегии сдерживания холодной войны
Министры обороны стран НАТО вчера приняли решение ускорить реализацию запущенной в 2014 году программы "обороны и сдерживания в XXI веке". Главным объектом этого "сдерживания" будет Россия. Первые результаты программы должны появиться уже к июльскому саммиту в Варшаве. НАТО фактически возвращается к механизму блокового противостояния: некоторые пустующие с того периода склады будут вновь заполнены оружием, на восточном фланге разместят восемь небольших штабов, присутствие контингента США в Европе станет более ощутимым. Впрочем, в руководстве НАТО неофициально объясняют новую стратегию прежде всего стремлением оказать давление на Россию для изменения ее политики, исключая возможность масштабного противостояния. С подробностями из Брюсселя — корреспондент "Ъ" МИХАИЛ КОРОСТИКОВ.
Главными темами открывшейся вчера двухдневной встречи министров обороны НАТО стали "угрозы с востока и юга". Первый пункт наиболее актуален для восточноевропейских членов альянса, продолжающих опасаться "российской агрессии". Второй — для западно- и южноевропейских стран, чьи границы штурмуют сотни тысяч беженцев (эту тему в Брюсселе будут обсуждать сегодня). При этом все были едины в том, что даже значительный военный бюджет стран--членов альянса, составляющий $892 млрд, не позволяет им "купить" безопасность.
Так родилась идея необходимости не просто новых вливаний, но и "новых подходов" к стоящим перед альянсом угрозам. Впрочем, как показал первый день дискуссии, новое — это хорошо забытое старое. На "российский вызов" НАТО решило отвечать укреплением своего восточного фланга. При этом лидирующая роль в реализации нового плана принадлежит США, обеспечивающим около 70% бюджета альянса.
О конкретных намерениях Вашингтона рассказал посол США в НАТО Дуглас Льют. По его словам, $3,4 млрд должны быть выделены Конгрессом в 2016 году на меры по "подтверждению обязательств" Вашингтона в сфере безопасности перед своими европейскими союзниками.
По данным "Ъ", на содержание в Европе на ротационной основе дополнительного пятитысячного американского контингента предполагается выделить $1 млрд. Еще $1,9 млрд потратят на размещение в Европе дополнительного американского вооружения, включая танки, боевые машины пехоты, ствольную и реактивную артиллерию и стрелковое оружие. Для этих целей планируется использовать некоторые склады, пустующие со времен холодной войны. Этого оружия будет достаточно для оснащения одной бронетанковой и одной артиллерийской бригады (еще примерно по 5 тыс. человек каждая) и оборудования одного штаба дивизии (численность дивизии США — до 20 тыс. человек). Еще $163 млн пойдут на активизацию учений. "Это возвращение к корням, это то, для чего НАТО было создано",— объявил Дуглас Льют.
Как пояснил "Ъ" генсек НАТО Йенс Столтенберг, США пока остаются единственной страной, определившейся с размером своего вклада в укрепление безопасности альянса. Другие члены НАТО делать это не спешат. "Достигнуто принципиальное решение о том, что это необходимо, но подробности пока обсуждать рано",— уклончиво заметил генсек НАТО.
По его словам, одним из главных достижений 2015 года стало то, что страны альянса наконец отказались от политики сокращения военных бюджетов. "Пока рано говорить, что все страны следуют достигнутым ранее договоренностям тратить на военные нужды 2% своего ВВП. Но все идет к тому",— добавил он. В разговоре с "Ъ" высокопоставленный чиновник НАТО заметил, что сомневавшихся в необходимости военных трат удалось убедить, ссылаясь на действия России. "Главная причина роста военных расходов в Европе — это, конечно, политика России и лишь потом угроза терроризма",— заметил он.
Дуглас Льют отметил, что новое вооружение будет по логистическим причинам в основном размещено на западе Европы. По его словам, транспортная и складская сеть в этой части региона позволяет оперативно перебрасывать военнослужащих в любую точку, а не только на восток. "Эта ситуация отличается от времен холодной войны, когда мы держали в Европе огромную армию,— отмечает представитель США.— Теперь мы будем держать там оружие, но сами войска будут за океаном. В случае необходимости они будут переброшены в Европу и экипированы заготовленным оружием".
Эти меры дополнят принятые на саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года планы альянса по наращиванию морского и воздушного патрулирования восточных границ и увеличению числа учений. По словам Йенса Столтенберга, в 2016 году также заработают в полную силу восемь небольших штабов НАТО (численность персонала — до 40 человек в каждом), размещенных в странах Центральной и Восточной Европы и призванных обеспечить логистику и координацию действий альянса в кризисных ситуациях.
Реакция Москвы на новости из Брюсселя последовала незамедлительно и оказалась предсказуемо жесткой. "Наращивание сил сдерживания приобретает такой характер, что натовцы вплотную подошли к нарушению одного из базовых положений Основополагающего акта о взаимоотношениях России--НАТО от 1997 года. А именно — обязательства не размещать на территории новых членов альянса существенных боевых сил",— заявил вчера директор департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов.
Дуглас Льют с этим не согласен. "Во-первых, согласно Основополагающему акту России--НАТО, улучшение инфраструктуры на границе допустимо, недопустимо лишь существенное увеличение войск. Войска останутся в США, переброшено будет только оружие,— пояснил "Ъ" Дуглас Льют.— Во-вторых, большая часть вооружений будет размещена не в Восточной, а в Западной Европе. В-третьих, НАТО за последние годы никуда не вторгалось. Мы просто должны продолжать заниматься тем, чем мы занимались последние 60 лет: защитой наших членов".
Комментируя разногласия межу Россией и НАТО, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов призвал не драматизировать ситуацию. По его словам, новые планы альянса не представляют прежней угрозы для Москвы. "Это больше демонстративный шаг со стороны США, призванный показать европейским союзникам, что о них не забыли",— сказал он "Ъ".
В беседе с "Ъ" еще один из высокопоставленных чиновников НАТО подтвердил, что американская инициатива имеет политическую составляющую: укрепить позиции на будущих переговорах с Россией о безопасности в Европе. "Россия наверняка будет настаивать на большей прозрачности операций на восточном фланге НАТО,— сообщил представитель блока.— И тогда мы сможем поднять встречный вопрос о прозрачности ее действий, об Украине и озабоченностях наших восточных членов".