Международный обозреватель Юрий Алексеев - о том, что Северная Корея не видит альтернативы укреплению своего ракетно-ядерного потенциала
Сообщение Пхеньяна от 7 февраля о запуске искусственного спутника земли «Кванменсон - 4», как и новость об испытании северокорейской «водородной бомбы» в очередной раз добавило адреналина лидерам мировой политики.
Фактически в северокорейской столице уже перестали скрывать, что основные усилия руководства КНДР за последние годы были направлены на укрепление ракетно-ядерной мощи страны. И хотя параллельно МИД Северной Кореи активно отрабатывает идею воссоединения корейской нации на основе принципа «конфедерации», становится ясным, что этой перспективой сознательно пожертвовали в пользу стремительного наращивания военного потенциала, и прежде всего ракетно-ядерного.
Международные эксперты сейчас озабочены вопросами о том, что в действительности было взорвано 6 января и что было запущено в космос северокорейцами месяц спустя: спутник зондирования земли, как это утверждают в Пхеньяне, или все же баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд. Но это ли главное? Сейчас представляется более важным понять, почему северокорейское руководство пренебрегло в который раз позицией СБ ООН, абсолютного большинства мирового сообщества и, наконец, своих ближайших соседей – Китая и России, от которых в немалом зависит экономика и безопасность КНДР.
Видимо, ответ на этот вопрос кроется в пугающем предположении: Пхеньян разуверился в возможности дипломатическим путем решить опутавшие его проблемы и окончательно сделал ставку на стремительное наращивание ракетно-ядерного потенциала. Главный противник северокорейцев - США - категорически отказывается от прямых контактов с Северной Кореей. Более того, северокорейское руководство укрепилось в мысли о том, что его страна – следующая в списке военных целей после Югославии, Ирака и Ливии.
Кроме того, в Пхеньяне внимательно следят и за тем, какое мощное давление пытаются оказывать Соединенные Штаты на Россию, Китай и даже на своих союзников в процессе реализации своих национальных – американских интересов.
В руководстве КНДР хорошо осознают, что его усилия в ракетно-ядерной сфере раздражают Москву и Пекин, и что ядерная, трудно предсказуемая Северная Корея не нужна ни России, ни Китаю. Но и перспективой развития выгодных, прежде всего экономических связей в Пхеньяне, судя по всему, решили пожертвовать. Думается, в надежде на то, что все утрясется, а ракеты и ядерные заряды останутся.
Но именно в этом и состоит просчет северокорейских стратегов. Тон российских официальных заявлений с каждым новым северокорейским сюрпризом становится все жестче. Российский МИД посчитал «вызывающим» пренебрежение нормами международного права и игнорирование призывов международного сообщества со стороны КНДР. Мало того, в Москве подчеркивают, что такие шаги Пхеньяна «ведут к серьезному обострению ситуации на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом, играют на руку тем, кто делает ставку на блоковую политику и наращивание военного противостояния, наносят серьезный ущерб безопасности государств региона, в первую очередь самой КНДР».
КНР тоже осудила КНДР за произведенный запуск ракеты-носителя и отметила, что произошедшее «бьёт по международной системе нераспространения ядерного оружия» и «ухудшает ситуацию на корейском полуострове». Правда, при этом китайцы упомянули и о праве на мирное освоение космоса.
Еще один важный фактор. Несомненно, у КНДР есть все основания для серьезного беспокойства в связи с наращиванием интенсивности боевой подготовки южнокорейских и американских войск. Фактически совместные американо-южнокорейские учения в за последние годы не прекращались. Полевые учения сменялись командно-штабными тренировками, за широкомасштабными совместными маневрами следовали батальонные и ротные учения. В отдельных эпизодах совместных крупных учений только боевая и транспортная авиация вооруженных сил США и Южной Кореи совершает до 900 самолетовылетов в сутки.
В Пхеньяне неоднократно подчеркивали, что военная угроза Северной Корее со стороны Южной Кореи и США не только не ослабевает, но и растет, и что враждебность Вашингтона не позволяет КНДР ослабить свои военные усилия. «Пока такая угроза существует, КНДР будет наращивать свою ракетно-ядерную мощь», - так прокомментировали события января и февраля нового года в посольстве КНДР в Москве. В искренность слова «пока» теперь уже не верится.
Сегодня нет оснований предполагать, как это делает ряд экспертов, что северокорейское руководство блефует, набирая на ракетно-ядерной теме очки, с тем чтобы в процессе будущих переговоров обменять их на существенную экономическую помощь со стороны мирового сообщества.
К тому же в последние годы из Пхеньяна все чаще звучат утверждения о том, что Корея была якобы разделена надвое некими внешними силами против воли корейского народа и что эти силы не хотят и препятствуют объединению Кореи.
”Сегодняшняя жестокая реальность еще раз подтверждают истину: свою судьбу надо защищать самостоятельно”, - говорится, в частности, в “Докладе, подготовленном Институтом разоружения и мира МИД КНДР к годовщине освобождения Кореи“ и распространенным посольством КНДР в Москве. Далее там подчеркивается: “Настоящий мир и безопасность не обеспечивается ни прошением кому-то, ни путем компромиссных переговоров”.
Эту новую реальность в северокорейской политике невозможно оставить без внимания… В том числе России и Китаю.