• Главная
  • Новости
  • В правительстве очевидны разногласия по перспективам развития страны

В правительстве очевидны разногласия по перспективам развития страны

Вице-премьер Аркадий Дворкович в Гонконге вступил в полемику с ведомством Алексея Улюкаева

Выступая в понедельник на Азиатском финансовом форуме, вице-премьер Аркадий Дворкович уверял инвесторов, что российское правительство, несмотря на кризис, нацелено в этом году на экономический рост. Возникает вопрос: какие есть основания для ожиданий экономического роста? Ведь профильные ведомства уже признали, что в 2016 году в стране продолжится рецессия, а Центробанк (ЦБ) пригрозил новым повышением ключевой ставки, то есть ухудшением условий для роста.

В понедельник в Гонконге вице-премьер Аркадий Дворкович попытался удивить азиатских инвесторов чудесами российской экономики. Оценили ли азиатские инвесторы фантазию Дворковича, доподлинно не известно, но российские наблюдатели действительно были как минимум озадачены.

Так, Дворкович заявил, что правительство РФ, оказывается, планирует по итогам 2016 года получить экономический рост. 

«Мы нацелены на положительный экономический рост в этом году, несмотря на экономический кризис. Мы находимся в постоянном диалоге с бизнес-сообществом, обсуждаем способы поддержки экономики и возможности по улучшению бизнес-климата», – цитирует Дворковича ТАСС.

Если слова вице-премьера переданы верно, тогда его выступление можно назвать крайне неожиданным. Ведь оно девальвирует все то, что говорилось буквально несколько дней назад другими правительственными чиновниками – министрами и их замами.

В прессе появлялись сообщения про проект обновленного базового прогноза Минэкономразвития (МЭР), в котором рецессия экономики РФ продлевается еще на год: при нефти в 40 долл. за баррель спад ВВП составит по итогам 2016-го 0,8%. Кроме того, в конце минувшей недели глава МЭР Алексей Улюкаев, снизив оптимистичный накал своих речей, рассказал про стрессовый сценарий для нефти в 25 долл. за баррель. Хотя, как заверил министр, даже в этом варианте экономический спад окажется меньше, чем было в 2015-м.

В кулуарах Гайдаровского форума замглавы Минфина Максим Орешкин говорил, что, по прогнозу министерства, в первом квартале этого года по отношению к четвертому кварталу 2015-го будет зафиксировано падение российского ВВП с очищенной сезонностью. В целом же в 2016 году при нефтяных ценах 40 долл. за баррель динамика ВВП по итогам года окажется около нуля, передает Интерфакс слова Орешкина.

Еще раньше, в конце прошлого года, Центробанк выпустил «Основные направления денежно-кредитной политики» с такими параметрами базового прогноза: среднегодовая стоимость нефти марки Urals в 2016-м – 50 долл. за баррель, спад ВВП РФ – около 0,5–1%. Затем в ЦБ уточнили, что сейчас ситуация «во многом соответствует рисковому сценарию». «Рисковый сценарий предполагает снижение цен на нефть марки Urals до 35 долл. за баррель в 2016 году и сохранение ее на низком уровне в среднесрочном периоде. Снижение ВВП в таком сценарии, по оценкам, составит 2–3% в 2016 году», – поясняли в пресс-службе ведомства (см. «НГ» от 12.01.16).

Не способствует экономическому росту также стремление регулятора в очередной раз ужесточить денежно-кредитную политику. В минувший четверг первый зампредседателя ЦБ Ксения Юдаева сообщила о выросших инфляционных рисках и о том, что «траектория монетарной политики будет несколько жестче, чем ожидалось ранее» (см. «НГ» от 18.01.16).

Неужели финансовые власти уже и сами ни во что не ставят собственные прогнозы, раз вице-премьер с такой легкостью опровергает заявления, сделанные несколькими днями ранее вовсе не последними людьми в правительстве? Возможно, Дворкович осознанно приукрасил перспективы РФ, чтобы привлечь инвесторов. Демонстрировать перед иностранными предпринимателями оптимизм нужно, но вряд ли при этом стоит доводить до дискредитации правительства. Либо Дворкович вкладывает в слово «нацелены» какой-то особый смысл. Возможно, он имел в виду лишь не подкрепленное объективными факторами желание правительства получить по итогам года экономический рост.

Впрочем, многие эксперты и сами не торопятся с точными прогнозами, ведь они для России напрямую зависят от взлетов и падений нефтяных котировок. «Текущая обстановка в мировой экономике представляет огромную свободу для прогнозирования. Слишком много переменных влияют на их точность. Учитывая, что российская экономика по-прежнему жестко привязана к нефтяным котировкам, волатильность которых в последние месяцы крайне высока, говорить об устойчивом снижении или росте в конкретном диапазоне можно сколько угодно, однако достоверность прогнозов все равно будет вызывать сомнения», – поясняет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Эксперт перечислил факторы, которые могли бы простимулировать экономический рост в РФ: «Либерализация сферы малого бизнеса, снижение ставок кредитования, облегчение налогового бремени, хотя это и будет поначалу в ущерб бюджету». «Наиболее существенным позитивным сдвигом можно считать рост доли несырьевого экспорта и диверсификации доходов. Пока что этот рост в основном обязан снижению цен на энергоносители, но в перспективе, я надеюсь, именно товары с высокой добавленной стоимостью станут основой экономического роста», – добавляет Сигал.

Некоторые эксперты, назвав выступление Дворковича бравадой, рассказали, почему у российской экономики в этом году мало шансов на рост. «Если в прошлом году, например, для металлургов обесценивающийся рубль нивелировал потери от снижающихся цен на сырье, то теперь этот ресурс практически исчерпан. А значит, в 2016 году экономические результаты у большинства предприятий будут скорее всего заметно хуже, – предупреждает главный аналитик компании «Солид» Азрет Гулиев. – Так как особых структурных преобразований в российской экономике пока не происходит, все, на что может рассчитывать правительство, – это отскок цен на сырье».

Зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин, в свою очередь, замечает, что на самом деле правительство может получить любой результат по итогам года, достаточно в правильном направлении поработать со статистикой. «Прирост на 1% или спад на 1% можно считать статистической погрешностью. Фактически все в руках нашего статистического ведомства, – считает Люшин. – Для людей же, связанных с реальным бизнесом, очевидно, что экономика сжимается, банковская ликвидность сокращается. Происходят дефолты по корпоративным облигациям, которые еще вчера были редкостью».

Правда, некоторые эксперты все же склонны поверить в предстоящий небольшой рост. «В первой половине года ситуация на рынке нефти будет достаточно сложной. Но во второй половине года возможно уверенное восстановление цен на нефть за счет снижения общемировой добычи, что может поднять нефть марки Brent выше уровня 50 долл. за баррель. В результате во второй половине года мы можем увидеть оживление экономической ситуации в России», – полагает аналитик «Финам» Богдан Зварич. Тогда, по его словам,  можно будет ожидать притока в экономику средств, улучшения делового климата, а также роста потребительского спроса, инвестиций и ВВП.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика