В Пекине официально открылся Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
В ближайшей пятилетке ВВП КНР будет расти на 6,5% в год. Такая перспектива вырисовывается из выступлений китайских руководителей перед участниками Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в субботу. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что учреждение будет способствовать экономическому развитию Азии. Москва рассчитывает получить средства на строительство дорог и энергетических объектов в Сибири, на Дальнем Востоке. Но реализуются и другие проекты доставки китайских грузов в Европу. Украина договорилась с Казахстаном, Грузией, Азербайджаном о перевозке по транскаспийскому маршруту.
О том, какое значение руководство КНР придает новому банку, говорит тот факт, что его открытие «освятили» своими выступлениями первый и второй лица китайского государства. Сначала на церемонии открытия выступил Си, а следом за ним, уже на совете управляющих банка о планах правительства рассказал премьер-министр Ли Кэцян. Его речь можно истолковать как сеанс психотерапевта, который хочет успокоить инвесторов, встревоженных ослаблением юаня, потрясениями на фондовых рынках и замедлением китайской экономики.
По словам Ли, в прошлом году экономика КНР выросла примерно на 7%. При этом на сектор услуг пришлась половина ВВП страны. Почти 60% роста обеспечило потребление. Как пишет газета International Business Times, премьер сказал, что Пекин не собирается использовать более дешевый юань для того, чтобы подхлестнуть «закисающий экспорт». Китай в состоянии поддерживать обменный курс юаня на стабильном, сбалансированном уровне.
На прошлой неделе юань упал на 1,75% против доллара. А в августе 2015 года девальвация была еще более резкой – на 3%. Но Пекин подчеркивает, что обладает самыми большими резервами иностранной валюты в мире. Это позволяет без напряжения поддерживать стабильность юаня.
Еще одна новость, которой глава правительства поспешил порадовать банковских деятелей и высокопоставленных гостей, состоит в том, что занятость увеличилась больше, чем ожидалось. Общая численность рабочей силы в КНР составила 900 млн человек, причем из них 150 млн – это квалифицированные профессионалы. Все это позволит обеспечить заданный темп роста экономики в 6,5% в год в течение нынешнего пятилетия.
Выполнима ли эта задача? В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что мнения наблюдателей расходятся. Одни считают, что китайское руководство способно контролировать экономику, другие – что не нужно преувеличивать степень ее управляемости.
«У китайского государства есть рычаги для поддержания роста. Идет урбанизация, в ходе ее бывшие сельские жители будут приобретать товары длительного пользования, что стимулирует промышленное производство. Сказывается и инерция высоких темпов. Ведь экономика увеличивалась на 10% ежегодно, – сказал эксперт. – Есть вариант, что правительство прибегнет к кредитной накачке: оно будет использовать этот механизм, например, для создания суперскоростных железных дорог и инфраструктуры авиаперевозок».
С другой стороны, гарантий, что все будет хорошо, никто дать не может. «Китайские экономисты обсуждают вопрос о том, как не повторить японский опыт. Япония развивалась стремительными темпами, а впоследствии в течение долгого времени топталась на месте. Ученые и практики размышляют, что нужно сделать, чтобы не увязнуть, как японцы, в экономической топи», – пояснил Карнеев.
По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, побывавшего на церемонии открытия АБИИ, банк может начать рассматривать проекты уже во втором квартале. Речь может идти об энергетических объектах, дорожном, железнодорожном строительстве на Дальнем Востоке, в Сибири.
Для Китая особенно важно наладить быструю перевозку экспортных товаров в Европу через Центральную Азию и Россию. Составы из городов, расположенных во внутренних провинциях Поднебесной, а также из прибрежных районов, неоднократно пересекали пространства Евразии.
Однако альтернативный вариант Шелкового пути разработала Украина. Как передало агентство «Синьхуа», 14 января Украина, Азербайджан, Грузия и Казахстан подписали протокол о введении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по транскаспийскому международному транспортному маршруту. Как рассчитывают в Киеве, в Китай будет отправлен грузовой поезд из 20 вагонов через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Время в пути – 11–12 дней.