Наша страна не в состоянии помешать экономической экспансии Поднебесной
В Пекине зарегистрирован Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный по инициативе КНР. В нем участвуют 57 стран. Первые кредиты учреждение начнет выдавать в начале 2016-го. По мнению западной прессы, это позволит КНР победить РФ в «большой игре» за контроль над богатой ресурсами Центральной Азией. Но, как считает эксперт, Поднебесная не станет подрывать политическое влияние Москвы в бывших республиках СССР.
КНР обошла РФ и превратилась в крупнейшего торгового партнера и кредитора стран Центральной Азии. Трубопроводы перекачивают все больше нефти из Казахстана и газа из Туркмении в Китай. Это ухудшает позиции Москвы на переговорах по поставкам газа в КНР.
К тому же у Пекина на руках теперь есть новый инструмент для усиления экспансии в регион. Это Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АИИБ) с уставным капиталом в 100 млрд долл. Его директор-распорядитель – бывший министр финансов КНР Цзинь Лицюнь. В октябре прошлого года был подписан меморандум о взаимопонимании о создании банка. А теперь это финансовое учреждение зарегистрировано и, следовательно, в новом году начинает официально свою работу. Более того, как видно из сообщений пекинского ТВ, оно вскоре начнет выдавать первые займы. Они пойдут прежде всего на создание энергетических, транспортных объектов и улучшение городской инфраструктуры в странах Азии.
Предполагается, что азиатские республики бывшего Советского Союза получат большой выигрыш от создания АИИБ. «Это раньше было задним двором России. А теперь он все больше втягивается в китайскую орбиту», – утверждает Рафаэлло Пантуччи, директор исследований международной безопасности в Королевском институте международных отношений в Лондоне. По его словам, Центральная Азия стала источником опасений и недоверия между двумя державами.
Но для Китая регион предлагает доступ к богатым запасам полезных ископаемых, а также к рынкам сбыта товаров. Недаром председатель КНР Си Цзиньпин еще в сентябре 2013 года именно в Астане объявил программу строительства пояса Шелкового пути, которая должна возродить древние торговые маршруты и принести процветание странам Центральной Азии.
Обещая израсходовать там сотни миллионов долларов на новую инфраструктуру, Пекин одновременно заботится и о собственной выгоде, ведь потребуются сталь и цемент, а эти отрасли в Поднебесной как раз испытывают кризис перепроизводства в результате замедления китайской экономики. Но, например, в Хоргосе, где создается зона свободной торговли между Китаем и Казахстаном, видно, что китайские планы плохо вписываются в реалии соседней страны. Как передает Washington Post, на китайской стороне границы строится целый город, а на казахстанской стоят юрты, где торговцы предлагают приезжим китайские товары и изделия национального производства. Китайские бизнесмены жалуются, что экономика Казахстана слишком мала, чтобы поглотить китайскую продукцию. К тому же она сокращается из-за падения цен на сырье.
Экономические трудности и растущая угроза терроризма, по словам Пантуччи, побудили Москву и Пекин прийти к способу существования в регионе. По этой договоренности на Москву якобы возложена главная ответственность за поддержание безопасности, а Пекин пообещал работать совместно с РФ в экономической сфере.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Исаев сказал, что версия о своеобразном «разделении труда» между РФ и КНР вызывает сомнения. «На самом деле Центральная Азия входит в сферу действия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Она наряду с экономическими вопросами занимается и безопасностью. А риски и угрозы в этом регионе существуют в одинаковой степени как для России, так и для Китая. Радикальные исламисты действуют на территории Таджикистана, также они пытаются проникнуть в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Безопасность – это общая забота России и Китая», – пояснил он.
Касаясь утверждений о вытеснении России из региона, эксперт говорит, что это неверно. Пекин не ставит такой задачи. Все дело в том, что состояние экономики России пока не позволяет ей наращивать свое присутствие.
С другой стороны, и Китай сталкивается с большими трудностями. За первые шесть месяцев этого года торговля между Китаем и Казахстаном упала на 40%. Ян Шу, директор Института центральноазиатских исследований в университете города Ланьчжоу, назвал строительство зоны свободной торговли в Хоргосе ошибкой из-за малочисленности населения.