Бомбардировки "как бы отодвинуты" В конце минувшей недели он принял участие в организованных Всемирным советом церквей консультациях по сирийской проблеме в Швейцарии, на которых присутствовали также бывший генсек ООН Кофи Аннан, спецпредставитель ООН по Сирии Лахдар Брахими и другие представители международных организаций.
"В тот момент, когда встреча была задумана, не было ясности, будут бомбардировки или нет, предполагалось, как раз, что они будут. Встреча была задумана как попытка внести вклад в дело предотвращения этого сценария. Когда стало понятно, что бомбардировок не будет, то это, конечно, вселило определенные надежды. Но ведь никто не сказал, что их не будет вообще. Они просто были как бы отодвинуты", — сказал митрополит Иларион. По его словам, в этом смысле вопрос Сирии продолжает оставаться нерешенным и очень болезненным, поскольку там ежедневно гибнут люди.
Единогласие православных, католиков и протестантов
"И голос Церквей, надо сказать, и православной, и католической, и большинства протестантских, в том числе и американских церквей, сейчас звучит в унисон. Совершенно однозначно христианские Церкви отвергли возможность военного вмешательства извне в сирийский конфликт в качестве решения сирийской проблемы", — подчеркнул митрополит Иларион.
И конференция в Женеве была одним из подтверждений общей и весьма единодушной позиции христианских Церквей. Причем, добавил собеседник агентства, там были представители очень влиятельных американских Церквей, которые говорили о том, что они пытались воздействовать на президента США Барака Обаму для того, чтобы он отказался от плана бомбардировок.
"То, что мы услышали от спецпредставителя ООН по Сирии господина Брахими, конечно, произвело на всех сильное впечатление. Он сказал о том, что после первой Женевской конференции, которая прошла на базе ООН, предполагалась "Женева-2", и она тогда не состоялась. Теперь вроде бы возвращаются к идее ее созыва. Но если бы эта конференция состоялась тогда, возможно, не было бы тех жертв, которые принесены за этот период. На тот момент было 5-10 тысяч погибших. А сейчас уже их, по разным данным, от 80 до 100 тысяч", — сказал представитель Русской православной церкви. Эта огромная цифра, по его словам, свидетельствует "о бездействии тех политиков, от которых в какой-то степени зависело решение сирийского вопроса, и о том, что сирийскую тему пытаются использовать для решения своих частных политических интересов, тогда как на земле Сирии ежедневно гибнут десятки и сотни людей".
Обращение к "сильным мира сего"
Отвечая на вопрос, что именно сегодня делают Церкви для решения сирийской проблемы, митрополит Иларион подчеркнул, что они не ограничиваются заявлениями."Мы обращаемся к сильным мира сего и пытаемся воздействовать на них", — сообщил собеседник агентства. По его словам, не случайно 10 сентября патриарх Кирилл написал письмо президенту Обаме, в котором просил воздержаться от бомбардировок, и не случайно папа Римский обратился к президенту Путину с призывом использовать заседание "Большой двадцатки" для того, чтобы повлиять на тех лидеров, которые настаивали на необходимости бомбардировок.
"То есть, диалог с политиками и с государственным руководством разных стран имеет огромное значение", — убежден глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Гуманитарные акции
Большое значение в Церкви придают также гуманитарным акциям, которые хоть и не могут решить проблему по существу, но облегчают страдания людей. "Мы объявили сбор средств на Сирию и собрали более 1 миллиона евро и перечислили на счет Антиохийской церкви. Мы участвуем в тех гуманитарных миссиях, которые осуществляются Императорским православным палестинским обществом. И мы, конечно же, продолжаем поиски двух пропавших митрополитов, о местонахождении которых по-прежнему ничего не известно", — констатировал представитель РПЦ.
Переговоры без предварительных условий
Прогнозировать, как будет ситуация развиваться в дальнейшем, митрополит Иларион не стал, отметив, что это дело экспертов и журналистов. "Мне хочется только выразить надежду на то, что будет найдено решение, что стороны сядут за стол переговоров без предварительных условий и что будет принято решение о прекращении огня. Это сейчас является самым важным, насущным, срочным и необходимым. Все остальное уже может приниматься в плоскости политических решений", — заключил собеседник