Еще год назад на саммите БРИКС в Форталезе Российский фонд прямых инвестиций объявил, что объединит усилия с партнерами по БРИКС, чтобы нарастить вложения в инфраструктуру. Что и сделал. Ведь у стран БРИКС похожие возможности и проблемы – нужны инвестиции. Крупнейший из партнеров РФПИ по БРИКС – это недавно созданный китайский фонд Silk Road с капиталом в $40 млрд. Задача фонда – обеспечение инфраструктурными инвестициями экономического пояса Шелкового пути.
Но замедление экономического роста, а то и рецессия во многих развивающихся странах стали сказываться и на секторе прямых иностранных инвестиций. Капиталовложения в новые проекты сократились в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. в 97 из 154 развивающихся стран.
Известно, что один из важных инструментов инвестиционной привлекательности – это инновационные технологии. Для повышения эффективности работы ОАО «РЖД» в нынешних условиях особое значение имеет применение инноваций и современных материалов. Причем речь идет о новых производствах и технологиях для различных отраслей. Все перечесть нереально, но подсчитано, что применение в строительных конструкциях марок стали с высокими антикоррозионными свойствами, например, сокращает эксплуатационные расходы на 80–90% при повышении надежности устройств. Подобные материалы в качестве эксперимента уже используют в отрасли при возведении пролетных строений мостов, ферм и опор контактной сети. А чтобы снизить энергетические потери подвижного состава, ученые разработали токосъемные вставки пантографов из природного графита с низким электрическим сопротивлением.
Все же для ускоренного внедрения на сети дорог множества подобных эффективных решений целесообразно принять ряд мер. В частности, для выпуска различных узлов железнодорожной техники, выполненных с применением новых материалов, требуется организовать их мобильные производства, обеспечивающие низкую себестоимость изделий. Надо шире привлекать частный венчурный капитал для реализации отраслевых инновационных проектов. При этом можно использовать накопленный крупными госкомпаниями опыт, в том числе по производству сверхпрочных наноструктурированных винтовых пружин для подвижного состава, энергоэффективного стекла, стеклопластиковых консолей контактной сети и т.д.
Понятно, что для проведения полномасштабных научных исследований в целях модернизации железнодорожного транспорта требуются инвестиции. А новые технологии – важный инструмент, работающий на повышение эффективности холдинга. Ведь есть задача – довести уровень технического развития компании до лучших мировых показателей, обеспечив при этом технологическое лидерство и сохранение ключевых компетенций.