«Я сторонник евразийского проекта»
Вы сторонник трансевразийского проекта?
Да, я сторонник евразийского проекта. Вопрос в том, как его понимать.
Я имею в виду не большой евразийский проект, а именно проект Трансевразийского пояса развития (ТЕПР).
Я сторонник в целом евразийского проекта, когда мы формируем вместе с Китаем, Индией, Ираном, Пакистаном, нашими партнерами в Центральной Азии некую зону или сферу совместного развития. В этом смысле я сторонник и проекта ТЕПР, который идет от Китая, Кореи через Россию до Европы, и сторонник более конкретных транспортных или инфраструктурных проектов, которые в этом контексте разрабатываются и где нет пока точного однозначного решения.
Я предлагаю вернуться к ТЕПР. Конечно, он часть большого евразийского проекта, но все-таки давайте сосредоточимся именно на ТЕПР. Вы сказали, он может пойти не по тому маршруту, который предполагается сейчас. Уточните, пожалуйста. Или это значит, что Вы считаете его условно реализуемым, то есть реализуемым, но не в том виде, в котором он рассматривается сейчас?
Маршрут, который Вы нарисовали, соответствует базовому варианту китайского проекта «Великого шелкового пути».
Этот маршрут оставляет Дальний Восток за скобками. Так?
Если вернуться к проекту ТЕПР, Вы обратили внимание на то, что он в официальных документах обозначался через слово развитие, которое специально пишется на латинице? Это подчеркивает особый смысл развития, который вкладывают в этот проект его разработчики.
Не обращал на это внимание.
«Трансевразийский проект может изменить жизнь российской глубинки»
Как я понимаю, ТЕПР, включающий в себя и Транссиб, и БАМ, рассматривается авторами проекта как некая зона такого развития, которое шире традиционного экономического роста и развития, описываемого исключительно экономическими показателями. Другими словами, разработчики закладывают в свой проект некий выход за рамки сегодняшней экономической науки и тех ориентиров, которые она дает. Знакомы ли Вы с этим? Не считаете ли Вы, что подобная увязка может тормозить приближение проекта к стадии реализации?
На мой взгляд, писать латиницей, кириллицей или просто на английском – это вопрос не из экономики. Я в этом смысле консерватор, русский проект пишется на русском языке. Но суть дела не в написании и не в транскрипции.
Если Вы говорите о различии развития и роста, то здесь нет камня преткновения. Любой серьезный масштабный проект, тем более международный, геополитический, а трансевразийский проект геополитический по определению, меняет качество экономики. И не только России. Это серьезный интеграционный проект, если он идет, как я уже сказал, через Россию, Казахстан, северо-запад Китая, то, может быть, он важнее для интеграции, чем многие наши договоренности, достигнутые по таможенным тарифам.
Вопрос роста – это опять же вопрос количественного измерения того вклада, который делает проект в общий экономический рост. Это очень значимо, потому что важно не только качество, но и количественные оценки, тем более сейчас, когда наша экономика находится в стагнации и выйти из нее она может не только за счет изменения конъюнктуры мирового рынка, это пока не светит, или изменения ситуации с санкциями, думаю, на ближайшие годы…
Годы?
Мультипликативный эффект – это всегда в определенном смысле спекуляция. Если сложить выдаваемые на гора мультипликативные эффекты всех реализуемых у нас проектов, останется удивляться, почему же все-таки ВВП не растет.
Научные результаты проверяются, а мультипликативный эффект – кто ж его проверит.
Тем не менее ВВП точно вырастет, это главное.
«Сначала выстраивание оси Китая, России, Казахстана, может быть, в дальнейшем Ирана, потом все остальное»
Согласен. Но давайте отложим пафос и посмотрим на проект со стороны инвестора. Есть проект «Великий шелковый путь», есть ТЕПР, маршрут которого в значительной степени совпадает с китайским проектом, в идеале они должны друг друга дополнять. Но ведь инвестору все равно придется выбирать. И выбирать он будет по тому, как ему эти проекты будут продавать, и по тому, какой из проектов будет раньше готов для инвестиций. Вам не кажется, что пока и в том, и в другом наш проект проигрывает китайскому? В частности, китайский профессор Ли Синь, у которого я тоже брал интервью, утверждает, что к концу этого года в Китае будет завершена концепция проекта «Великий шелковый путь», то есть будет сделан решительный шаг к его реализации. Хотел бы ошибиться, но, по-моему, для нашего проекта будильник в это время еще не прозвонит. Как Вы считаете, может быть, стоит ускорить работу?
Российская ветка «Шелкового пути» оказывается объективно приоритетной. Убедительно, но напоминает логику «Газпрома», который всегда утверждал, что Европе никуда не деться от его труб.
И никуда не делась.
Конечно, трубы остались, появились и появляются новые. Но доля «Газпрома» на европейском рынке газа падает. Не произойдет ли что-то подобное с нашей веткой «Шелкового пути»? По-моему, фактор времени имеет значение. В этой связи возвращаюсь к теме инвесторов. Конечно, первое слово за государством – это Аз, но как привлечь других инвесторов к написанию остальных букв?
Возвращаясь к Вашему вопросу, никаких частных инвесторов здесь нет и в обозримом будущем не будет. К тому же сейчас большинство из них попадает под санкции. Даже у китайских инвесторов появляются в связи с этим риски, и они их учитывают. Пока китайцы даже с краткосрочными кредитами Сбербанку не спешат. Так что эта проблема более или менее глобальна.
Еще раз, сначала решение на государственном уровне, потом участие суверенных фондов, государственных банков, государственных компаний и только потом очередь дойдет до частных инвесторов. Те проекты, которые сейчас прорисовываются: Москва – Казань, дальше на Астану, они базируются, в том числе, на деньгах, привлекаемых из Китая, из международных источников, но чтобы их привлечь, нужен первый серьезный шаг со стороны России. Этого шага сейчас нет.
Все упирается в вопрос, способны ли мы на какое-нибудь решение – я говорю не только о первом шаге, но и о выстраивании какой-то последовательной долгосрочной политики. Поэтому узкое место и ключевая проблема – это мы и наша способность принять стратегические решения и их реализовывать.
Давайте вспомним Транссиб. Сначала это был частный проект, но в дальнейшем государство взяло на себя все убытки, потому что частный инвестор обанкротился, так на государственные деньги и появилась эта стержневая для России магистраль.
«Революция в управлении»
Каковы же перспективы первого государственного шага? Не могу не повторить, в Китае уже к концу этого года появится развернутая концепция, включая финансовую модель, «Великого шелкового пути». У нас о правительственном уровне и уж тем более одобрении на уровне Минфина проекта трансевразийского пояса в той или иной конфигурации не слышно. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы завоевать поддержку этого проекта?
Однако сейчас в рамках очередного бюджетного цикла, в проекте трехлетнего бюджета, внесенного в Государственную думу, правительство фактически дезавуировало и заявление президента, и все стратегические документы, и, по сути, собственные решения, которые оно принимало в рамках соответствующих госпрограмм, в том числе и те, что принимало в последней версии в апреле этого года. Никаких денег на этот проект в бюджете нет. Если быть последовательным, правительство должно или проект отодвинуть, как и все разговоры по поводу Трансевразийского пояса развития, либо опять же в соответствии с документами, которые само подписало, хоть какой-то конкретный шаг предпринять. Какая-то надежда на это остается. В ноябре у нас должны состояться встречи и президента, и премьера с китайскими партнерами.
В этом году наш президент уже трижды встречался с Си Цзиньпинем.
Но ведь позицию правительства можно понимать и так: оно подписалось под бюджетным правилом, а по этому правилу денег на подобные проекты у него нет. Значит, чтобы подобные проекты реализовывались нужно что-то изменить или в бюджетном правиле, или в правительстве?
Революция в управлении не только в том, что нужна стратегия. У всех крупных компаний, неважно государственных или частных, есть та или иная стратегия. Вопрос в том, насколько эти стратегии соответствуют реальной жизни и реальным действиям руководителей компаний. Любой кризис – это не только шок, он обнажает болезни и провалы в управлении компаний. Таких провалов было очень много в 2008-2009 годах. Не все ошибки исправлены. Сейчас в условиях санкций новые огромные требования по организации работы с поставщиками и т.д. Не все с этим справляются. Провалы в металлургии, машиностроении, автомобилестроении – за всеми ними стоят застаревшие управленческие проблемы. У нас стоит огромная задача – выйти на конкурентоспособную модель управления. Мы проигрываем именно в управленческих решениях, не только технологически или финансово.
«Каждый подобный проект требует создания специальной системы управления»
Как построить эффективную модель управления применительно, скажем, к проекту ТЕПР? По-моему, пока так вопрос даже не ставится, но ведь возникают и межотраслевые проблемы, речь идет о мультиинфраструктурном проекте, и проблема, если угодно, соотношения весов. В проекте участвует такой гигант, как РЖД, может подключиться «Газпром» (труба – ведь тоже важная часть инфраструктуры). Кто и как сумеет выстроить эффективное управление? Нужен ли какой-нибудь орган, который с этой задачей может справиться?
Если же говорить о таких проектах, как высокоскоростная магистраль Москва – Казань или тем более пояс развития, он, как мы уже говорили раньше, существенно связан с государственным управлением. В советские времена была бы создана правительственная комиссия во главе с зампредом правительства. Сейчас у нас единственный пример подобного масштаба – это сочинская Олимпиада, где был и отвечающий за проект вице-премьер, и специально созданная управленческая структура, был и Олимпстрой, заменивший ФЦП.
По сути, каждый подобный проект требует создания специальной системы управления. В любом случае проект пояса развития это не только проект РЖД, это проект государственного масштаба, завязанный на многие ведомства и компании.
Если же обратиться к третьему уровню или смыслу Вашего вопроса, то очевидно, что способность российского государства реализовывать такие масштабные проекты означает необходимость изменения системы управления на высшем уровне, включая взаимосвязь правительство – Минэкономики – Минфин. Когда-то роль органа стратегического управления была за Госпланом, теперь, думаю, это роль Минэкономразвития. Управление такого рода проектами не может строиться исключительно на базе контроля за расходами бюджетных средств. Здесь критерий бюджетной эффективности может быть неглавным. Важнее эффективность, понимаемая как вклад этого проекта в экономику страны в целом, в развитие регионов. Мы говорим о том, что есть прямой эффект (потратили деньги, рельсы проложили, локомотивы купили), есть и косвенный эффект: изменение образа жизни в тех регионах, через которые проходит высокоскоростная магистраль. Когда ты до Казани можешь доехать за три-четыре часа, это совсем другая логистика, размещение бизнеса, другие потоки людей. Есть риск, что все поедут в Москву, но, с другой стороны, есть прямо противоположный опыт Франции, других стран. Мы, кстати, оказываемся единственной крупной страной, где нет высокоскоростных магистралей, которые успешно строятся даже в США, где железные дороги вообще долго не развивались. Мы же до сих пор не можем решиться на такой масштабный серьезный проект. Мы решились на Сочи, этот опыт надо использовать, и я надеюсь, что то, что записано в стратегических документах, воплотится в реальную волю, в реальные шаги, и, более того, мы это должны делать не тогда, когда у нас избыток средств при сверхвысоких ценах на нефть, а именно сейчас, чтобы этот проект стал драйвером для экономики в ее сегодняшнем состоянии. Чем хуже, тем выше потребность в подобных проектах.
У генерала Корнилова, если я правильно помню, был такой принцип: чем хуже положение, тем смелее вперед. Нам этой смелости не хватает, а она нужна.
У Мао был тот же лозунг революционного свержения власти: «Чем хуже, тем лучше!»
Давайте чуть-чуть пофантазируем…
Тогда так: скажите, можно ли этот проект назвать таким громким словом «национальная идея»?
Транссиб – это проект, который реализовала Россия. Никто другой, хотя значительная часть пути – КВЖД – проходила через Китай. Эта дорога просто изменила весь образ жизни Сибири и тогдашнего Восточного Китая. Весь этот регион стал подниматься.
Именно так я понимаю реализацию национальной идеи, хотя в нашей истории есть совсем другие примеры. Как правило, мы в России являемся большими католиками, чем Римский папа. Когда мы строили социализм, мы его строили так, что ни одному социал-демократу, даже Марксу и Энгельсу такое бы и не приснилось. Скорее, вызвало бы резкое отторжение. Когда с 1991 года мы строим капитализм, то строим так, что стали пугалом для значительной части Европы и мира в целом. У нас получился капитализм олигархический, бюрократический, коррупционный. Надо больше внимания обращать на проекты, подобные поясу развития, реализовать свой евразийский потенциал. Для этого есть и экономические, и геополитические возможности. Надо их не упустить, не обменять на трубы, чтобы те же китайцы потом не экспортировали нам продукцию своей газохимии. К сожалению, пока именно такой сценарий довольно реален.
Последний вопрос. Я правильно понял, Вы считаете, что опыт сочинского проекта можно использовать при реализации других крупных проектов?