Мир переживает новый виток инфраструктурной революции. Но, к сожалению, осознание этих тектонических изменений приходит не сразу. Зачастую даже эксперты, ученые и чиновники из соответствующих ведомств за короткими новостями о рекордах скорости «Маглев», о новом «Шелковом пути» и «Нитке жемчуга», о реконструкции Транссиба и БАМа (Восточном полигоне), о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и трансформации транспортных маршрутов в Китае, Японии, США и Индии в коридоры экономического роста и развития не видят общей картины, ограничиваясь решением своих узкопрофессиональных или ведомственных задач. В этом мы убедились и на своем опыте Дискуссионного экономического клуба «ДИАЛОГИ». В этом номере журнала «ДИАЛОГИ» мы решили показать картину сверху, собрать ее разрозненные части, чтобы наглядно показать необходимость новой стратегии для России, которой может стать Трансевроазиатский пояс развития. Его составные части – это и высокоскоростные магистрали, по которым можно будет за два дня добраться из Москвы в Пекин, и Восточный полигон, повышающий экспортный потенциал за счет увеличения пропускной способности. ТЕПР со временем позволит доставлять грузы из Гамбурга в Китай за 10-12 дней. Но не скорости здесь главное. Главное, что вокруг этих трасс возникают индустриальные коридоры с огромным мультипликативным эффектом для всей экономики. Они создают новые возможности для привлечения инвестиций и развития и способны не только связать Европу и Азию, но саму Россию, придать депрессивным районам мощный долгосрочный экономический и социальный импульс. В нашей работе мы видим, что делают Минтранс, РЖД, Росавтодор, Росавиация, энергетики, и понимаем, что остро не хватает качественно новой координации для выработки единой стратегии развития. Поскольку инфраструктурная революция – это окно возможностей, им стремятся воспользоваться и другие крупные державы, а значит, для нас это не просто возможность, но и challenge. Ведь неиспользованные возможности – это новые риски.
Главный редактор Раф Шакиров