"Чтобы добиться результата, решения надо принимать сейчас"

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, сопредседатель ДЭК «ДИАЛОГИ»:

Мы говорим сегодня о транспортном коридоре - о том, что пора уже от риторики переходить к решительным действиям. Наши друзья-китайцы начинают серьезную работу. Я не хочу сказать, что они наши прямые конкуренты, То есть, у нас есть очень широкие поля для кооперации в рамках двух проектов. Но то, что мы все еще раскачиваемся, а они начинают работать, это неправильный факт. И мы сегодня собрались, чтобы обсудить, какие шаги должны быть предприняты для того, чтобы началась реальная жизнь. Потому что нет лучше времени, как кризис, для начала таких мегапроектов.

Раф Шакиров, президент ИД «ДИАЛОГИ», сопредседатель ДЭК «ДИАЛОГИ»:

Мир переживает транспортную революцию. Китай реализует проект Новый Шелковый путь. Китай расширяет и Панамский канал за свой счет, он расширяет свой танкерный флот. И сейчас, когда мы только думаем о Северном пути, Китай предлагает уже на 60% обеспечить этот путь своими судами.

Рассматриваются варианты путей через Россию в США, пока этот проект отложен, но есть проекты соединения Японии с Сахалином. Есть масса проектов. С китайцев в данном случае нам надо брать пример. То есть те решения, которые надо будет принимать нам, чтобы добиться результата, их надо принимать сейчас. В противном случае, мы упустим тот самый исторический шанс и перспективу, и, сосредоточившись на тяжелой ситуации кризиса, санкций, мы можем просто проесть свои резервы и не заложить никаких основ для будущего развития.

Петр Баскаков, президент Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК):

Мы оценили и понимаем, что все дисбалансы, которые связаны с транзитными перевозками, можно решить несколькими путями, включая в логистику транзита, еще логистику импорта из Европы в Россию и в страны Средней Азии, и внутренние перевозки по России. То есть, закручивая все логистические потоки в одну схему, которая накрывается едиными активами, едиными технологиями. Мы можем снизить вот этот дисбаланс практически до минимума. И всю экономию от этого мы можем отдать в стоимость перевозок, что получит конкурентоспособность не только по скорости, но и по цене.

Эту задачу призвана решить Объединенная транспортно-логистическая компания, созданная железнодорожными администрациями Беларуси, России и Казахстана. Какие эффекты для ЕЭП от создания нашей компании? По оценкам консультанта Boston Consulting Group, за счет дополнительной загрузки смежных отраслей в ближайшие 7-10 лет, будет обеспечен дополнительный вклад ВВП в России в размере 5 млрд долларов и создание свыше 17 тысяч рабочих мест.

Игорь Николаев, Директор Института стратегического анализа ФБК:

Всегда, сейчас в особенности, когда мы оцениваем проекты экономических коридоров, надо оценивать их инвариантно. Ведь цифры зависят от того, что с экономикой будет происходить?

Так оценивая проекты, мы имеем шанс более рельефно подчеркнуть их значимость для экономики страны. Одно дело делать академический расчет, но жизнь сейчас подсказывает, что такие расчеты интересны, но иногда они расходятся с реальностью. Но чтобы они меньше расходились, надо делать инвариантно.

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков (АРБ):

Любой инфраструктурный проект требует долгосрочных финансовых ресурсов. И раз речь идет о конкурентоспособности, то и о доступности ценовой этих ресурсов.

Как можно призывать к ГЧП, не стимулируя частных инвесторов к инвестициям, в условиях, когда есть гарантия этим инвестициям с одной стороны. Причем гарантии не только уголовно-правовые, гражданско-правовые, судебные, но гарантии, что инвестор в случае необходимости сам может выступить не только в качестве инвестора, но и заемщиком. Потому что любой инвестор все равно рефинансирует свои вложения. Любой инвестор является и инвестором и заемщиком. Когда ставка по кредитам выше 9%, то это уже убивает не только конкурентоспособность, но убивает сам бизнес на корню.

Ивао Охаси, советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Японии и стран АТР, советник московского представительства РОТОБО.:

Проект Трансъевразиатский пояс развития - это интересный и важный проект для России, очень нужно двигать вперед данный проект ради дальнейшего развития страны.

Как обеспечить инвестиционную привлекательность это проекта? России надо увеличить долю инвестиций, как было в Китае. Необходимо улучшение инвестиционного климата и развитие человеческих ресурсов для новых поколений. Нужна модернизация и новое строительство инфраструктуры. Я уверен, что если Россия успеет успешно реализовать эти планы, обязательно будет высокий экономический рост.

Оушен Лиу (Ocean Liu), Тайвань, владелец группы компаний Adenovo, прямой эксклюзивный партнер vvСube Group:

У нас уже есть основная концепция будущего развития. Первая стадия оценивается в $150 млрд в первый год. Она будет сфокусирована на трех основных составляющих. Первая – это железнодорожное хозяйство, вторая – автодорожное, третья составляющая – аэропорт. В этом основной интерес китайской стороны, так как мы хотим инвестировать во все три проекта, они являются главной целью привлечения инвестиций. У нас нет намерения получать прибыль и приобретать на нее американские облигации. Это – одна из основных причин.

Вторая состоит в том, что Россия в плане долговременного сотрудничества – лучший партнер за всю историю. Как мне кажется, основная поддержка для привлечения иностранных инвестиций состоит в законодательной помощи и помощи программным обеспечением. В остальных аспектах Россия – идеальная страна.

Пекка Вильякайнен, основатель компании OyVisual Systems и создатель Nofear. The Community – сети руководителей крупных компаний, а также StartupVillage:

Железнодорожное сообщение – это не только логистика. Это практическое видение того, как перевозить простых граждан, как перевозить представителей деловых кругов, как перевозить товары, сырье и так далее. Настоящая причина моего прихода в «Почту России» в том, что я вижу четкую необходимость в создании организации, которая функционирует на всей территории РоссииПотому что в противном случае вся страна будет сосредоточена только в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве, ну, и немножко во Владивостоке. Да, будет неплохо, если мы получим Нобеля, но главное – это прибыль. И создание новых рабочих мест. Так что наш успех в огромной степени связан с пониманием этого. Независимо от того, реальны эти транспортные узлы или нет, главным мерилом является то, сколько новых рабочих мест будет создано в инфраструктуре этих хабов. А не количество миллиардов, потраченных на создание мостов, и триллионов, выделенных на какие-нибудь самолеты. Смысл в количестве новых рабочих мест – будут они созданы или нет. И для меня это – главная оценка.

Олег Дунаев, руководитель Комитета ТПП по логистике, профессор НИУ ВШЭ:

Мы предложили такой проект, как трансъевроазиатская логистическая платформа пространства бизнес-инноваций. Мы считаем, что сегодня, конечно, одна из главнейших проблем в России – это проблема инфраструктуры и, в первую очередь, дорог, как автомобильных, так и железнодорожных.

Но главная проблема, которую в условиях кризиса надо решать, – это вопрос компетенций.

Независимо, каким будет сценарий развития мира, логистика как интегрированная цепь поставок будет играть здесь важную роль. И в этом плане, конечно, нам нужно объединяться, интегрироваться.

Мы считаем важным в рамках развития проекта "Трансъевроазиатская логистическая платформа" создание глобальной бизнес-сети, где основной продукт – это инновации. Мы исходим из того, что инновации, которые дают новый продукт, дают возможность получать именно временно хорошую ренту. Именно рента, прибыль – вот на что должны быть нацелены компании.

Иван Стариков, бывший замминистра экономики России: 

Я посчитал по трем моделям бюджетной эффективной этот проект (ТЕПР). По трем моделям бюджетной эффективности в ценах 2009 года 9 тысяч километров российской части – 220-250 миллиардов долларов. Это вполне подъемные деньги для международного консорциума. России нужно не плестись в кильватере Китая, а предложить свой проект, потому что альтернатив этому проекту, на самом деле, нет. Предложить в качестве главных партнеров Японию, Южную Корею. И думаю, если бы Россия взяла на себя факт урегулировать Северокорейскую проблему – там 450 километров по Северной Корее, то к нам бы сюда приехал на парад не только Ким Чен Ын, но приехал бы лидер и Северной Кореи, и лидер Японии, если бы мы предложили этот проект. Что это такое? Это 7 миллионов новых рабочих мест, это новая урбанизация и индустриализация страны.

Стране, нации нужен объединяющий ее проект, который бы, с одной стороны, позволил дать эффективный ответ на концентрированный исторический вызов. 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика