И иностранные, и российские эксперты пришли к выводу, что морские перевозки между Европой и Азией в ближайшее время будут испытывать затруднения в связи с тем, что пропускные возможности Суэцкого канала ограничены, а другие морские маршруты только увеличивают сроки доставки. В связи с этим особенно актуальной становится задача перевозки товаров крупными контейнерами по суше.
В настоящее Россия является важным связующим звеном между Европой и Азией, торговые отношения между которыми в последние годы активно развиваются. Однако задача по интеграции РФ в логистическую цепочку Азия-ЕС-Азия в настоящее время не решена. Руководством ОАО «РЖД» был предложен беспрецедентный проект «Транс-Евразийский пояс развития» (ТЕПР), подразумевающий развитие территорий путем строительства инфраструктуры с целью увеличения товарооборота, проходящего по ним.
Подразумевается, что ТЕПР будет проходить по территории всей Евразии. При этом особое значение на маршруте следования пояса отводится Российской Федерации, в силу выгодного географического положения нашей страны и наличия необходимого инфраструктурного базиса. Маршрут пояса развития представляет собой поселенческо-индустриальную полосу шириной 200-300 км вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Предполагается, что эта территория станет центром развития новых технологий, на пути следования пояса будет организовано самое современное производство. Реализация проекта позволит создать на территории материка «мультиинфраструктуру», которая объединит транспортную инфраструктуру Европы, России и Азии.
Авторы идеи сравнивают «Транс-Евразийский пояс развития» с Великим Шелковым путем, так как предполагается, что на всем протяжении «пояса развития» за счет образования современных производственных комплексов и прохождения инфраструктурно-торговых путей начнут развиваться новые города, а доходы от транзита грузов способны вывести экономику регионов на новый уровень.
Предполагается, что по инфраструктуре ТЕПРа в Европу будут следовать грузы из КНР и стран АТР, а это очень широкий сегмент продукции: продукты питания, электроника, бытовые товары, одежда, обувь, детские товары и др. Данная продукция перевозится преимущественно в крупнотонажных контейнерах, поэтому ТЕПР на территории РФ планируется развивать именно за счет увеличения транзитных контейнерных перевозок по железной дороге.
В настоящее время железнодорожные контейнерные перевозки (измеряются в TEU ) в России стремительно развиваются и объём перевозок постоянно увеличивается (Рис. 1). В том числе это касается и транзитных перевозок, объёмы которых увеличивается наиболее стремительно (в 2012 г. прирост составил 38%).
Однако уровень «контейнеризации» в России остается довольно низким (Таблица 1). Перевозки грузов в контейнерах составляют лишь 2% в общем объеме перевозок грузов железнодорожным транспортом. При этом в мировой практике этот показатель составляет от 10 до 60%.
Регион |
TEU на тысячу чел. |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
США |
143 |
135 |
117 |
132 |
Европа |
180 |
180 |
153 |
168 |
Россия |
28 |
33 |
21 |
29 |
Таблица 1 - Уровень контейнеризации в России, США и Европе.
Эксперты отмечают, что за последние годы спрос на контейнерные перевозки существенно вырос (Рис. 2). При этом по оценкам Morgan Stanley Research, Россия и Азия в ближайшие годы должны стать одной из основных зон роста мирового контейнерного рынка.
Кроме того, перспективный среднегодовой тем роста объема контейнерных перевозок по территории России оценивается в 68%, и к 2020 году объёмы перевозок контейнеров по железнодорожной сети РФ достигнут отметки в 4,2 млн TEU в год. Транзит из стран Азии в ЕС должен составить порядка 1 млн TEU в год. При этом только для обеспечения транзитных перевозок потребует приобретение порядка 11000 вагонов-платформ, что обеспечит поступления в бюджет РФ дополнительных средств в виде налогов и сборов в размере 3,032 млрд рублей. Кроме того, будет создано порядка 11000 дополнительных мест на предприятиях, производящих грузовые вагоны, а смежные с грузовым вагоностроением отрасли будут обеспечены заказами на сумму порядка 7 млрд рублей.
Стоит также отметить, что, в целом, транспортная инфраструктура России имеет большой потенциал роста в сегменте контейнерных перевозок и планируемые целевые показатели проекта «Транс-Евразийского пояса развития» вполне достижимы. Однако реализацию данной идеи следует осуществлять поэтапно, постепенно создавая новую или модернизируя уже существующую инфраструктуру.
В настоящее время на территории Российской Федерации уже реализуются проекты, которые могли бы послужить началом создания «Транс-Евразийского пояса развития». К таким проектам можно отнести, например, модернизацию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, так как ключевую роль на пути следования ТЕПРа по территории России отводят именно Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям. Основной объем транзита контейнеров предполагается перевозить по Транссибу, а «потесненные» с него грузы перевести на БАМ.
В 2013 г. руководителями национальных железнодорожных компаний России, Беларуси и Казахстана было подписано соглашение о создании «Объединенной транспортно-логистической компании» (ОТЛК). Основной задачей компании является перевозка контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Предполагается, что кумулятивный вклад в ВВП Российской Федерации в результате деятельности ОТЛК составит 5 млрд долларов США.
В ноябре 2014 года ОАО «РЖД Логистика» и ООО «Чжэнчжоуский международный сухой порт развития и строительства» (Китай) подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по организации международного контейнерного поезда Чжэнчжоу (Китай) – Европа. В рамках соглашения планируется активно развивать маршруты Чжэнчжоу – Москва, Чжэнчжоу – Европа и в обратном направлении через Россию.
Таким образом, в настоящее время идея создания «Транс-Евразийского пояса развития» является очень актуальной, а в её воплощении в жизнь заинтересована не только Российская Федерация, но и страны АТР и Европы. Реализация подобного проекта окажет положительное воздействия на экономики всех стран, которые будут принимать в нем участие.