Иван Стариков, бывший замминистра экономики России:
История проекта [строительства дороги, соединяющей Запад с со странами АТР] началась в октябре 2008 года в разгар мирового финансового кризиса. Я совершенно случайно оказался в составе делегации наших железнодорожников. И корейцы в Южной Корее в Сеуле предложили реализовать проект строительства дороги от Пусана до Роттердама. Примерно 12 тысяч километров, из них 9 тысяч – по территории России. Приехали – забыли. Но именно в 2008 году я обратил внимание, что Пол Кругман получил Нобелевскую премию за работу «Пространственная экономика». Я ее прочитал и понял, что это именно то самое, что нам предлагали корейцы. А теперь смотрите: есть Восточная Азия, где мировая сборочная фабрика, есть почти миллиард достаточно обеспеченных потребителей. По этому маршруту в прошлом году проследовало порядка 42 млн контейнеров, общим весом где-то 950 млн тонн без веса контейнеров. Сразу хочу сказать, что возможности Транссиба ограничены 120 млн тонн. Поэтому я глубоко убежден, что без строительства новой магистрали нам не обойтись. Вот эта дорога пронизывает 25 субъектов Российской Федерации. А теперь послушайте: согласно теории историко-цивилизационного развития Арнольда Тойнби, только эффективный ответ на концентрированный исторический вызов позволяет сохранить, обеспечить процветание и развитие сложившейся исторической цивилизации. Очень коротко четыре вызова назову.
Уже сегодня отчетливо наблюдается рознь центральной российской власти на территории страны, занимающую большую часть евразийского хартленда, это по Маккиндеру (Halford John Mackinder). В стране принята стратегически бесперспективная и архаическая сырьевая модель экономики. И сейчас у нас появилась секта экономистов, которые проповедуют теорию отскока. Как будто бы отскок нефтяных цен спасет. Извините, мы при 110 долларах за баррель показали практически нулевой экономический рост безо всяких санкций. Происходит распад научно-технологического потенциала, унаследованного Россией от СССР, нарастает износ национальной инфраструктуры, в первую очередь, в ее транспортной составляющей. За исключением трубопроводного транспорта, ощутимых инвестиций в инфраструктуру в постсоветский период в российской истории нет - давайте говорить правду. И последнее – у ряда регионов Сибири и Дальнего Востока идет формирование и развитие комплекса колонии, возникают первичные сепаратистские тенденции в азиатской части России. Различные регионы Российской Федерации уже начинают ориентироваться на внешние центры влияния. Дальний Восток и Восточная Сибирь – на Китай, а часть – на Японию. Северный Кавказ – на Турцию и арабский мир. Если мы не стянем рассыпающуюся бочку России новым стальным обручем, то России как единой историко-политической сущности в перспективе 50 лет не станет. Теперь, что это в деньгах? Я посчитал по трем моделям бюджетной эффективной этот проект.
По трем моделям бюджетной эффективности в ценах 2009 года, если, конечно, не строить по сочинским расценкам, то 9 тысяч километров российской части – 220-250 миллиардов долларов. Это вполне подъемные деньги для международного консорциума. Наконец, я согласен с Олегом Николаевичем [Дунаевым, главой Комитета ТПП по логистике] и с другими коллегами, и Северный морской путь, и хабы авиационные нужны, но вы поймите – это не создает пояса экономической активности на территории России, особенно за Уралом. Вы посмотрите, за последние 20 лет на съемки из космоса России в ночное время, и вы увидите, что Россия – это угасающая страна по количеству огоньков светящихся. Причем это не фигура речи – это то, что визуально видно. Поэтому этот проект сегодня, когда создан Банк развития БРИКС, 1 июля открывает в Шанхае свою работу его штаб-квартира. Когда 60 стран выступили инициаторами и учредителями создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, России нужно не плестись в кильватере Китая, а предложить свой проект, потому что альтернатив этому проекту, на самом деле, нет. Предложить в качестве главных партнеров Японию, Южную Корею. И думаю, если бы Россия взяла на себя факт урегулировать Северокорейскую проблему – там 450 километров по Северной Корее, то к нам бы сюда приехал на парад не только Ким Чен Ын, но приехал бы лидер и Северной Кореи, и лидер Японии, если бы мы предложили этот проект. Что это такое? Это 7 миллионов новых рабочих мест, это новая урбанизация и индустриализация страны. Тут даже для Siemens, который на 50 процентов обвалился сегодня, только 4 миллиона тонн высокотехнологичных рельсов необходимо произвести. В общем, с моей точки зрения это вопрос репатриации капитала.
Мы озабочены деофшоризацией, а куда вкладывать? Наконец, самое главное, с моей точки зрения, - это вопрос качественного улучшения институтов. Кто доверит территории грузы при такой таможне, такой полиции, таких судах? Это вопрос качественного улучшения институтов на территории России. Это касается, дорогие друзья, и политической конкуренции.
Английский философ Ральф Эмерсон сказал: мир открывает свои дороги тому, кто знает, куда идти. Россия сегодня заблудилась. Стране, нации нужен объединяющий ее проект, который бы, с одной стороны, позволил дать эффективный ответ на концентрированный исторический вызов.