Олег Дунаев, руководитель Комитета ТПП по логистике, профессор НИУ ВШЭ:
Я представляю комитет по логистике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Мы работаем уже более трех лет, и в нашей практике есть такая форма, как евроазиатские логистические конференции. Цель данных конференций – это выработка и рассмотрение тенденций развития логистики в России в условиях мировой конкуренции, в условиях глобальных цепочек поставок. Как вместе решать вопрос? Мы исходим из того принципа, что весь мир – это единый рынок. И стандарты поставок, которые есть в Москве, Финляндии или Берлине должны быть, в принципе, одинаковы. Поэтому мы предложили такой проект, как трансъевроазиатская логистическая платформа пространства бизнес-инноваций. Мы считаем, что сегодня, конечно, одна из главнейших проблем в России – это проблема инфраструктуры и, в первую очередь, дорог, как автомобильных, так и железнодорожных. Мы не имеем сегодня еще ВСМ, хотя этот проект начали, и это очень важно, это принципиально. Но есть проблемы по автомобильным магистралям. Особенно связь Центральной части с Сибирью, с Дальним Востоком. Мы сталкиваемся с такими проблемами, что приходят высокотехнологичные производства и делают свои компании в Санкт-Петербурге, они не могут эффективно поставлять свою продукцию по России – в Новосибирск, Читу, не говоря уже о Владивостоке. Получается, что нужно делать вторые затраты. Это проблема инфраструктуры.
Но главная проблема, которую в условиях кризиса надо решать, – это вопрос компетенций. Все очень много говорят: мы можем любую логистику – 3PL, 4PL, некоторые люди из Казахстана рассказывали недавно о логистике 5PL. Но своевременная доставка точно в срок и качественно не делается. Если посмотреть, что в основном перевозит, например, железная дорога. Грузы, которые связаны – уголь, металлы. Но компании такие, как «Трубная металлургическая компания», «Кузбассуголь», не идут на передачу логистики на аутсорсинг. В то же время мы видим, что Siemens идет на развитие логистического аутсорсинга.
Независимо, каким будет сценарий развития мира, логистика как интегрированная цепь поставок будет играть здесь важную роль. И в этом плане, конечно, нам нужно объединяться, интегрироваться.
Мы считаем важным в рамках развития проекта "Трансъевроазиатская логистическая платформа" создание глобальной бизнес-сети, где основной продукт – это инновации. Мы исходим из того, что инновации, которые дают новый продукт, дают возможность получать именно временно хорошую ренту. Именно рента, прибыль – вот на что должны быть нацелены компании.
Мы очень много говорим о государственно-частном партнерстве. А лучше бы мы выстроили проект системы грузо-почтовых перевозок Хельсинки-Москва-Новосибирск-Пекин или Токио, где работали бы и DHL, и «Почта России», и Pony Express, и американские компании. Вот это важно. Давайте сделаем альянс по транслогистике. И именно альянс будет не транзитом заниматься, а именно создавать компании, которые могут обеспечивать ключевые компетенции. Потому что, не обеспечив, не создав персонал, не научив их работать по международным стандартам, мы можем сколько угодно говорить о развитии инфраструктуры, о развитии разных вопросов.
В рамках данного проекта мы считаем, что три важные вещи должны развиваться. Первая - это индустриально-логистические кластеры, где работают промышленные предприятия разных отраслей, и они обеспечивают именно через логистику свою торговлю и минимизируют издержки. Здесь самое главное - это кооперация. И вот эту кооперацию, конечно, должны помогать осуществлять транспортные компании не только железнодорожные, но и воздушного транспорта, автомобильного транспорта и компании складские.
Второй важный момент – это транспортно-логистические кластеры. В основном, конечно, это порты, которые находятся в трансграничном положении. Международных хабов в России может быть три-четыре, не больше. Это принципиально. Другие должны быть региональные. И они должны в этом плане строиться, выстраиваться. Это, конечно, Москва, Екатеринбург и Новосибирск, это, может быть, Ростов или Владивосток.
Как бы мы ни говорили сегодня в условиях кризиса, в условиях определенных санкций, но именно доверие, договоренности и достижения результата – это главные принципы, на которых мы должны в этом плане работать. И третий проект, который входит в трансъевроазиатскую логистическую платформу, – это управление цепочками поставок в глобальной бизнес-сети Владивосток-Москва с выходом на Финляндию, на Берлин и на Вену и Москва-Дубай, связанной с Индией, с Ираном.
Важно решать инфраструктурные проекты, но, в первую очередь, нужно решать управленческие проекты, с нашей точки зрения.
Приглашаю вас к совместному сотрудничеству по конкретным предпринимательским проектам именно по развитию логистических платформ. Называете ли вы это коридоры или еще как, но, чтобы именно наши клиенты, которые находятся и в Финляндии, и в Японии, и в Китае, и в России, имели те же стандарты обслуживания, которые они имеют в каждой точке. И каждая компания, которая входит в эту платформу, работала по модульной системе и зарабатывала прибыль. То есть критерий эффективности – это прибыль.