В рамках международной конференции «Россия и международные коридоры развития. Мультипликативный эффект и возможности для частных и иностранных инвестиций», которая прошла 13 апреля 2015 года по инициативе ДЭК "ДИАЛОГИ", выступил Ивао Охаси, советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Японии и стран АТР, советник московского представительства РОТОБО. В его докладе "Стратегическое значение Трансъевроазиатского пояса развития, конкуренция и кооперация с другими перспективными международными проектами" много внимания было уделено схемам реализации инфраструктурных проектов и их мультипликативному эффекту. Представляем Вашему вниманию выдержки из доклада Ивао Охаси.
Международные кейсы
Европа исповедует принцип «четырех свобод»: свободного перемещения товаров, людей, услуг и капитала.
В Азии разработана и воплощается концепция единого свободного транспортного пространства в Азии – «Бесшовная Азия» (Seamless Asia).
Россия не должна остаться в стороне от строительства транспортных и экономических коридоров. Поэтому проект Транс-евразийский транзитный коридор, соединяющий экономические и цивилизационные пространства Европы и Восточной Азии, и даже с Южной Азией и Ближним Востоком с участием России кажется вполне логичным, считает Ивао Охаси.
Аргументы «за»: Европа желает экспортировать свои современные технологии, оборудования и компоненты в рынок Восточной Азии, особенно Китая. Со своей стороны, Восточная Азия, особенно Китай, желает экспортировать свои дешевые промышленные товары в Европу. l И в Европе и в Восточной Азии (особенно в Китае) нуждается импортировать сырья для их промышленного производства из Евразийских стран, особенно из России.
Риски для России: чем больше транзитный коридор развивается в России, тем более широкий обмен продуктов и технологий с добавленной стоимостью осуществляется между Европой и Восточной Азией. Но этот процесс сам по себе не приведет к генерированию добавленной стоимости в пределах территории России. Чем больше транзитный коридор развивается, легче Россия может увеличить экспорт сырья. Этот процесс может привести к дальнейшему зависимости российской экономики от внешних условий.
Предложенный Российской академией наук проект ТЕПР подразумевает, что ТЕПР считается именно «поясом», а не просто линейным транспортным коридором коридором. «ТЕПР» = «Транс-Евразийский транзитный коридор» + «сеть экономических (индустриальных) коридоров на территории России».
Коридор Дели-Мумбаи, Индия
Правительство Индии курирует развитие Выделенного грузового коридора (ВГК) протяженностью 1483 км между Дели и Мумбаи , предлагающего высокоскоростные железнодорожные перевозки для большегрузных вагонов. Полоса в 150 км с обеих сторон маршрута ВГК развивается как Индустриальный коридор Дели- Мумбаи.
Зона влияния ИКДМ охватывает 14% территории страны и 17% населения. Численность населения в зоне воздействия проекта - 178 миллионов человек.
В марте 2013 года создан Фонд реализации проекта в качестве трастового фонда для развития индустриальных штатов на ИКДМ. Правительство Индии на развитие индустриальных городов выделило 17 500 крор (1 крор=10 млн. рупий) - по 2500 крор на город. Свой вклад в механизм ИКДМ сделала Япония - в размере $4,5 миллиарда для проектов с участием Японии через JBIC и JICA. (слайд 1/13)
Прогнозируемый эффект: экспорт через 9 лет увеличится в 4 раза и составит $720 млрд (1 доллар США = 60 инд. Руп). Объем производства вырастет в три раза через 9 лет и составит $3,3 трлн. Занятость увеличится вдвое через 7 лет - до 25,5 миллиона.
Экономические коридоры Большого Меконга
Субрегион Большого Меконга, в который входят пять стран и две провинции в районе реки Меконг — Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма, а также провинции Юньнань и Гуанси в Китае. Стоимость проекта превышает $15 млрд.
Успешные экономические коридоры служат в качестве связей с крупными рынками/узловыми центрами коридоров; открывают возможности для участия в региональных и глобальных цепочках добавленной стоимости; являются катализаторами частных инвестиций.
На первом этапе основной объем инвестиций приходится на развитие транспорта. По мере прохождения различных этапов развития коридоров, изменяется характер инвестиций: логистические сооружения и услуги (например, сухие порты/внутренние контейнерные депо, склады, приграничные СЭЗ, интермодальные транспортные сообщения), затем - коридоры городского развития (городское водоснабжение, распределение электричества, городской общественный транспорт).
Инвестиции диверсифицированы по секторам.
Китай
Тема развития индустриальных и транспортных коридоров актуальна и для Китая. КНР реализует мегапроекты Новый Шелковый путь (One Belt and One Road) и морской его ветки («Нитка жемчуга). Председатель КНР Си Цзиньпинь заявил о том, что первый транш в $40 млрд на возрождение Великого шелкового пути должен пойти на решение транспортно-коммуникационных проблем в Азии. Китай занимается проектированием и строительством пяти веток ВСМ, а также развитием региональных инфраструктурных проектов.
Концептуальная схема «стратегических осей» Китая представлена на слайде.