Иностранные эксперты высказались за создание коридора развития, соединяющего Европу и Азию через Россию

В международной конференции «Россия и международные коридоры развития. Мультипликативный эффект и возможности для частных и иностранных инвестиций», которая прошла в отеле Crownе Plaza 13 апреля 2015 года, приняли участие руководители Министерства транспорта, ТПП, Ассоциации российских банков, бизнеса, экспертного сообщества. Среди приглашенных ДЭК «ДИАЛОГИ» участников также присутствовали иностранные гости: Ивао Охаси (советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Японии и стран АТР, советник московского представительства РОТОБО), Пекка Вильякайнен (основатель компании Oy Visual Systems и создатель No fear. The Community - сети руководителей крупнейших компаний, а также Startup Village), Оушен Лиу (Ocean Liu) (владелец группы компаний Adenovo, прямой эксклюзивный партнер vvCube Group, Тайвань), Лю Вэй (президент АКБ «Банк Китая (ЭЛОС)».

Партнером конференции стал ИД "Гудок".

Во вступительном слове модератор конференции, сопредседатель ДЭК «ДИАЛОГИ», Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, говоря о развитии транспортно-логистических коридоров, привел следующие данные: каждый рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает 1,46 рубля мультипликативного эффекта для ВВП страны. «Инвестиции  в железнодорожную инфраструктуру «будят» не только новые инвестиции в смежных отраслях, но и новый спрос», - убежден директор Института экономики РАН.

По мнению Руслана Гринберга, без таких масштабных проектов нам не решить стоящие перед страной инфраструктурные проблемы, а без их решения не добиться расширения частных инвестиций. Во-вторых, подчеркивает он, подобные проекту по своему масштабу именно государственные еще и потому, что без них не произойдет ускорения развития территорий. В- третьих, как указывал в своей статье глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, «сейчас риски госинвестиций существенно ниже рисков отсутствия инвестиций».

«И вообще пора воровать с прибыли, а не с операционных расходов», - саркастически заметил Руслан Гринберг.

Президент Ассоциации российский банков Гарегин Тосунян заметил, что развитию инфраструктурных проектов мешает дороговизна ресурсов. Ставка более 9% убийственна для бизнеса, она не позволяет развиваться ГЧП, отметил он.

С докладом «АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» и перспективы реализации транспортного потенциала Единого Экономического Пространства» выступил президент ОТЛК Петр Баскаков.

Создание Единого Экономического Пространства (ЕЭП) призвано сократить время простоя вагонов и контейнеров на погранпереходах, создать условия для обеспечения стабильности и ритмичности международных отправлений, оказать влияние на увеличение скорости доставки контейнерных грузов, уточнил г-н Баскаков. По его словам, в настоящеее время скорость доставки грузов из Западного Китая в Европу составляет 14 суток, потенциал - 12 суток.При этом потенциал транзита из Западного Китая оценивается в 1 млн ДФЭ в год.

Строительство транспортно-логистического коридора может дать эффект в размере $15 млрд в год для ВВП России, оценил глава ОТЛК.

Привязывать оценку инфраструктурных проектов к сценарным условиям развития экономики призвал в своем выступлении Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК.

Олег Дунаев, комитет по логистике ТПП, профессор НИУ ВШЭ, в своем докладе «Государство и частные инвестиции в транспортно-логистические проекты», затронул вопрос международного взаимодействия и компетенций.

Ивао Охаси выступил с докладом на тему «Стратегическое значение Трансевроазиатского пояса развития, конкуренция и кооперация с другими перспективными международными проектами». По его мнению, использование исключительно транзитного потенциала территории России несет риски для нашей страны, потому что не позволят в перспективе получать добавленную стоимость. Эксперт из Японии убежден, что трансъевразийский коридор должен стать именно коридором развития: вдоль магистралей должны возникать новые производства, новые рабочие места и новые города – только в этом случае Россия не станет «перевалочным» пунктом для дешевых товаров из Китая в Европу.

Пекка Вильякайнен представил свое видение темы «Международные коридоры развития и бизнес-хабы. Какой мультипликативный эффект они дают в области инноваций и хай-тек технологий».

Оушен Лиу (Ocean Liu), Тайвань, выступил с сообщением  «Поворот российской экономики на Восток и перспективы инвестиций в инфраструктурные проекты».

Все эксперты сошлись в том, что России необходимо развивать экономический коридор, соединяющий Европу и страны АТР: это будет выгодно всем участникам процесса.  

О привлечении китайских инвестиций в российские инфраструктурные проекты: вызовы и возможности рассказал участникам конференции Павел Гохштейн (отдел консультационных услуг по сделкам Группы проектного финансирования и реструктуризации, EY).

Необходимость ТЕПРа в цифрах

Ежегодный объём товарооборота между странами Европы и Азии в настоящее время составляет $700 млрд, а доход от транзита грузов оценивается в $40 млрд, по данным ЕБРР.

К 2020 году торговля ЕС и стран АТР в стоимостном выражении может составить около 1,8 трлн долларов США, прирастая при этом на 3% ежегодно.

Драйвером роста мировой экономики, согласно исследованию PWC, в ближайшие несколько лет будет международная торговля. Объем товарооборота вырастет с $10 трлн в 2013 году до $18 трлн в 2030 году.

При этом радикально изменится структура мировой торговли. Все большую роль будет играть Китай. Он останется одним из главных мировых производителей товаров в мире, но при этом превратится и в главного потребителя. Очевидно: транспортно-логистические цепочки, соединяющие Восток с Западом будут не только востребованы, но и экономически эффективны.

Недаром Китай приступил к реализации проекта Новый Шелковый путь между Европой и Азией, вынашивает планы строительства железнодорожной магистрали в США и Канаду, инвестирует в африканскую транспортную сеть. Индия уже построила транспортно-индустриальный коридор Дели-Мумбаи и начинает строительство Северной хорды, на которой возникнут 28 новых городов.

КНР выступила инициатором создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АИИБ), первоочередной задачей которого будет финансирование Шелкового пути и других аналогичных проектов. Учредителями АИББ выступило более 50 стран.

В ближайшем будущем Россия окажется между двумя гигантскими центрами свободной торговли Тихоокеанской и евроамериканской. В России также есть понимание важности развития экономических коридоров Восток-Запад: РФ вошла в состав учредителей АИИБ, в этом году планируется запуск Нового банка развития стран БРИКС, который будет финансировать инфраструктурные проекты.

В России развитие Трансъевроазиатского коридора развития рассматривается не только как строительство магистрали (составной частью которого являются ВСМ Москва-Казань и Восточный полигон), но и как создание зоны развития, инновационных и добывающих производств, торговли и строительства, создание новых рабочих мест.

Участники международной конференции «Россия и международные коридоры развития. Мультипликативный эффект и возможности для частных и иностранных инвестиций», которая состоялась по инициативе Дискуссионного экономического клуба «ДИАЛОГИ» предложили ряд мер, необходимых для реализации проекта экономического коридора Восток-Запад (Трансъевроазиатского пояса развития – ТЕПР).

Первое: создать координирующий орган при правительстве РФ, который бы занялся целеполаганием, разработкой стратегии развития проекта, оценкой проектов, анализом схем финансирования.

Второе: разработать законодательную базу для схемы двойного ГЧП, снизить стоимость ресурсов, разработать механизмы и рамки государственного участия в крупных инфраструктурных проектах.

Третье: изучить международный опыт строительства экономических коридоров.

Подробнее о содержании докладов участников конференции читайте на dialogi.su в ближайшее время. Следующая конференция ДЭК «ДИАЛОГИ» на тему «Новые модели финансирования и привлечения частных и иностранных инвестиций в проекты транспортно-логистических коридоров» состоится 16 июня 2015 года. 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика