Советник президента РФ, академик РАН Сергей Глазьев принял участие в дискуссии «Евразийский экономический союз. Как реализовать возможности?», организованной в рамках Московского экономического форума.
По его мнению, экономические просчеты власти, мешающие экономике мобилизоваться в нынешней сложной ситуации, связаны во многом с ориентацией на западные модели.
«Мы до сих пор следуем рекомендациям Международного валютного фонда в нашей макроэкономической политике. Я ломаю голову, зачем Центробанк отпустил рубль в свободное плавание. Это безумие в ситуации, когда были объявлены экономические санкции, — считает Глазьев. — Зачем было поднимать процентную ставку? Процентная ставка усугубила разрыв между финансовым сектором и реальным, опустила нас в состояние экономической катастрофы — 60% производственных мощностей имеет сегодня пятипроцентный спад исключительно благодаря художествам руководства Центробанка. Вопреки рекомендациям ученых они подняли процентную ставку в два раза выше, чем рентабельность в экономике».
Пока наша экономика будет следовать рекомендациям МВФ, у нас ничего хорошего не будет, убежден Глазьев.
Глазьев отметил, что подписание 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном договора о создании экономического союза было масштабное событие на постсоветском пространстве. «Если к экономическому союзу ЕС шел 40 лет, то у нас ситуация другая, мы можем быстрее — за 15», сказал он.
Глазьев подчеркнул, что уже существует концепция формирования общего энергетического рынка к 2025 году. Тем не менее, «сидеть на трубе нельзя», — считает он. По его мнению, нужна диверсификация экономики, развитие энергосбережения, нанотехнологий.
Сергей Глазьев предлагает перейти к стратегии так называемого «динамического наверстывания». В этом контексте он упомянул проект Трансъевроазиатский пояс развития (ТЕПР), связанный со строительством высокоскоростных железнодорожных и автомобильных магистралей. По его словам, в Российской Академии наук подробно обсуждается этот проект, его планируется осуществить вместе с Китаем. «Это переход к новому этапу интеграции, — считает Глазьев. — Центр мирового развития смещается в Китай. И та экономическая модель, которую предлагают Китай, Япония и Южная Корея, кардинально отличается от американской. В США господствует финансовый капитал, а в этих странах — общенародные интересы, сочетание стратегического планирования и рыночной самоорганизации, сочетание государственной ответственности за общие параметры развития и частного бизнеса. У нас есть еще возможность войти в этот процесс в составе ядра, а не в составе периферии», — подчеркнул советник президента РФ.