«Инвестирование в инфраструктуру — это реальный инструмент борьбы с экономическими проблемами, стагнацией и спадом»
Отвечая на вопрос о целесообразности строительства ВСМ Москва-Казань и продолжения магистрали до Пекина, Владимир Якунин сказал: «Во-первых, я глубоко убежден (и сегодня это уже подтверждается выводами международных экспертов), что инвестирование в инфраструктуру — это реальный инструмент борьбы с экономическими проблемами, стагнацией и спадом. Раньше об этом как-то не принято было говорить, хотя еще Рузвельт доказал, что это именно так. Но, тем не менее, доминировала парадигма, что государство должно уйти из экономики — вообще куда Макар телят не гонял».
Глава РЖД отметил, что на Западе сейчас уделяется огромное внимание государственному инвестированию в инфраструктуру.
По его словам, эффект от развития инфраструктуры огромен: на каждый рубль, вложенный в инфраструктуру, синергетическая эффективность для государства составляет почти полтора рубля. «То есть на рубль ты получаешь 1 рубль 46 копеек положительного эффекта», — сказал Владимир Якунин.
«Возникновение скоростного движения для нашей страны абсолютно необходимо»
ВСМ Москва – Казань — это линия, которая должна пройти по десятку наших регионов и затронуть 25 млн человек, отметил глава РЖД. При этом иностранные эксперты подсчитали, что за счет увеличения скорости и сокращения времени поездки в рамках Московского транспортного узла благосостояние людей, которые там живут, может подняться на 25–40%. «Это не выдуманные цифры, это реальные цифры ответственных консультантов, которые отвечают за проделанную работу. Поэтому возникновение скоростного движения для нашей страны абсолютно необходимо», - подчеркнул Якунин.
Он добавил, что синергетическая эффективность высокоскоростного движения для государства ошеломляющая. «Если говорить о прямых налоговых доходах на этапе строительства, это более 175 млрд рублей. А если говорить о синергии, то до 2020 года только в виде налогов государство получит 3,8 трлн рублей. Это при том, что стоимость магистрали получается под триллион», — сказал Владимир Якунин.
Об интересе китайской стороны к проекту ВСМ
«Ну, представьте себе трансконтинентальный поезд Пекин – Берлин или Пекин – Лондон. Звучит привлекательно, показывает состоятельность держав, которые его реализуют. Поэтому они, безусловно, интересуются проектом и с точки зрения политической, и с точки зрения реального вложения в область, которая их интересует по определению, — высокоскоростное движение, которое они у себя развивают и хотели бы развивать, в том числе и на сопредельных территориях», — заявил глава РЖД.
По его мнению, «количество свободных денежных ресурсов в мире сегодня превосходит количество нормальных проектов, в которые их можно инвестировать». Для Китая «хорошие реальные проекты, в которые можно инвестировать, с перспективой многолетних, навсегда доходов в дальнейшем, безусловно, являются привлекательными».
Финансовая модель ВСМ передана в правительство
Ни в одной стране мира высокоскоростное движение за счет частных инвесторов не реализовано и никогда не реализуется, по всей видимости, считает Владимир Якунин. Он рассказал, что сделаны предпроектные работы по ВСМ, сделана модель, просчитана трасса. «Нам необходимо 20 млрд рублей, чтобы провести проектно-изыскательские работы», — сообщил Якунин.
Он подчеркнул, что в данном случае проект будет достаточно дорогостоящим, потому что, <> там есть такие уникальные сооружения, как мост через Волгу протяженностью четыре километра.
Владимир Якунин рассказал, что состоялось road-show: приезжали представители около двухсот иностранных компаний, которые проявили заинтересованность в этом проекте.
О санкциях
Владимир Якунин рассказал, что на днях состоялась его встреча с послом США по инициативе последнего. «Честно говоря, я несколько удивился. Потому что, как известно, я внесен в санкционные списки американского и австралийского правительств, — сказал Владимир Якунин. — Тем не менее встреча произошла, и большую часть времени мы разговаривали о сотрудничестве с американскими компаниями. Посол сообщил, что за день до этого он встречался с представителями американского бизнеса, и все они выражали воодушевление по поводу сотрудничества с «Российскими железными дорогами». Наверное, это справедливо, потому что мы никогда никого не подвели и никого не обманули, и по долгам всегда вовремя платим. А это многого стоит в этом мире».
Он также добавил, что продолжается сотрудничество с Siemens и Alstom. Siemens продолжает участие в совместном предприятии на Урале, которое было создано вместе с «Уральскими локомотивами» Дмитрия Пумпянского. Продолжается сотрудничество Alstom с «Трансмашхолдингом» по выпуску локомотивов. «На сегодняшний день никаких изменений в тех позициях, которые существовали, я не наблюдаю. Более того, в ближайшее время у меня планируется встреча с руководством Siemens, чтобы подумать о перспективах, о том, что будем делать дальше», — сообщил глава РЖД.
О БАМе
«Некоторые утверждают, что мы сами по себе гуляем, как та киплинговская кошка. Это не так. Мы представили в правительство все необходимые документы. Правительство их приняло. Мы зафиксировали стоимость всего проекта 562 млрд рублей, из которых 302 млрд — это деньги, которые РЖД должны инвестировать из заработанных средств. Согласен с вами, что экономическая ситуация сложная, но тем не менее я глубоко убежден: этот проект должен быть реализован. Что касается привлечения средств Пенсионного фонда, инфраструктурные облигации у нас появились по нашей инициативе, благодаря поддержке президента страны и правительства. Я считаю, что этот новый инструмент будет полезен.
Что касается средств Фонда национального благосостояния, то они привлекаются в обмен на привилегированные акции. Это облегчает нам вопрос о возврате средств. А что касается всего остального, такие проекты, как развитие БАМа и Транссиба, окупаются за горизонтом 20 лет. То есть коммерчески они неокупаемы. В то же время для государства это вполне эффективные вложения», — сообщил Владимир Якунин.
Он отметил, что за период существования компании загрузка БАМа практически достигла 100%. «Это с точки зрения планирования инфраструктуры чрезвычайная цифра. Считается, что если перешли за 75-процентную отметку, то уже нужно планировать и строить что-то другое», — сказал Якунин и рассказал о планах загрузки БАМа в перспективе.
«БАМ в стратегии развития железнодорожного транспорта у нас рассматривается как инфраструктура прежде всего грузового назначения. Хотя там будут ходить и пассажирские поезда. При проектировании мы получили от компаний заявок на 157 млн тонн новых грузов в год. Это на 55 с лишним млн тонн больше, чем сейчас. И нас в буквальном смысле вынудили согласиться, что объемы будут еще на 10 млн тонн больше. То есть потребность в перевозках у добывающей промышленности колоссальная. А если иметь в виду, что именно в зоне БАМа сосредоточены основные ресурсные богатства нашей страны, то с его загрузкой никаких проблем не будет. Это, конечно, уголь, руда, лесные грузы и многое другое». <>
По его мнению, рассчитывать только на Китай не следует: «Не забываем о Японии, о развивающейся Южной Корее. Я глубоко убежден, что будет работать Транскорейская магистраль, в реконструкции которой принимает участие ОАО «РЖД».
Об экономике инфраструктурных проектов
«Инфраструктурные проекты вообще, по экономической теории, должны развиваться опережающими темпами по отношению к экономике. Если не вкладываться в инфраструктуру, максимальный рост экономики составит около 3–3,5%, что мы, собственно, и наблюдаем. В то время как Китай, который вводит по 5–10 тыс. км новых путей, демонстрировал темпы роста более 8%, а сейчас, в период кризиса, — 7,4%. Инфраструктурные проекты, в отличие от многого другого, рассчитаны исходя из программы социально-экономического развития страны, и ни в коем случае не подорвут экономику. Напротив, они будут способствовать ее росту».
Мост через Керченский пролив
«Итоговое решение есть. В дискуссии «мост или туннель» поставлена точка, по крайней мере, насколько мне известно. Это будет все-таки мост. Сложное инженерное сооружение в сложных геологических и гидрологических условиях. Но тем не менее это мост — и железнодорожный, и автомобильный. Причем железнодорожная часть — двухпутный мост. То есть это полноценный такой железнодорожный переход».
По словам Владимира Якунина, «для такого объекта норма проектирования стандартная — это года три, но в нашем случае она будет сокращена».
О тарифах
Разморозка тарифов была желаемой мерой, но ее эффект был минимизирован из-за роста инфляции. «Вы совершенно правильно начали ставить вопрос о том, как нам крупно повезло — дали 10%, а потом сами себя поймали на мысли о том, что эти повышения тарифа даже не превысят инфляцию», — отметил Якунин.
«Когда в прошлом году рассматривался вопрос по замораживанию тарифов, ваш покорный слуга на совещаниях утверждал, что это не даст положительного эффекта для экономики страны, а вот экономику компании может угробить. Что мы имеем по результату? При прогнозном повышении индекса цен в промышленности на 4,5%, мы сегодня имеем 8,5%. Это при том, что на этот год нам тарифы заморозили. Добавьте к этому инфляцию. Вы прекрасно понимаете, что в таких условиях никакой экономической целесообразности просто-напросто нет. Поэтому, когда мы вышли в правительство, планируя следующий год, мы говорили: вы тогда нам не дали тариф на компенсацию инфляции, и сейчас вы не даете ничего, чтобы компенсировать инфляцию. В результате по факту даже тариф 10% не компенсирует роста цен в промышленности и объемы инфляционных рисков, с которыми мы сталкиваемся. Нам придется опять резать по живому. Мы в прошлом году сократили на 100 млрд наши операционные расходы и в этом году еще на 85 млрд».
По данным главы РЖД, единственная отрасль, в которой реально транспортная составляющая высока, — это угольная отрасль: там 42%. «Если говорить о наших уважаемых партнерах из нефтяной или из металлургической отрасли, то у них транспортная составляющая колеблется на уровне от 5 до 8 процентов. А с учетом ослабления рубля экспортно ориентированные отрасли вообще не почувствуют этого тарифа. Потому что мы же в рублях все считаем. Поэтому разговоры насчет того, что караул, спасите, грабят, напоминают мне одну историю. У меня папа был военным, как известно. И военные раз в месяц собирались у нас дома играть в преферанс. Я, будучи мальчишкой, при этом, естественно, присутствовал, наблюдая, что происходит. Я навсегда запомнил различные афоризмы. Один из них: «Плачь: карта слезу любит». Вот он мне очень напоминает стенания по поводу этого тарифа. Потому что консалтинговая компания A.T.Kearny посчитала, что при десятипроцентной индексации тарифа реальная стоимость перевозок угля в дальневосточные порты вырастет в среднем от двух до пяти процентов. Другое дело, что нужно считать всю транспортную цепочку — что будет происходить с услугами портов, экспедиторов, морских перевозчиков...».