Это первый бюджет, учитывающий присоединение Крыма, дешевеющую нефть и возможные последствия западных санкций. Оппоненты Минфина из социального блока правительства сразу назвали документ непрофессиональным.
В проекте бюджета на 2015-2017 гг., внесенном Минфином в правительство, предусмотрена возможность расходования резервного фонда, замены внешнего долга внутренним, изъятие части доходов Фонда медстрахования в федеральный бюджет, сообщают «Ведомости». Работа над бюджетом еще не закончена: так, нет итогового решения по налогу с продаж, скандал вызвало предложение Минфина об отказе от выплаты фиксированной части пенсии, выходящим на пенсию с 2015 г., но продолжающим работать пенсионерам.
В среду во второй половине дня Путин проведет совещание по экономическим вопросам: от него ждут решения возникших в правительстве разногласий.
Минфин попытался сбалансировать бюджет, выдержав бюджетное правило «с запасом»: планируемый на трехлетку дефицит не превышает 0,6% ВВП. Ориентиром для балансировки нового должна стать прогнозная цена нефти на уровне $90 за баррель, считают в Минфине. В текущем году документ верстался под нефть стоимостью $105 за баррель.
Из-за ухудшения экономического прогноза бюджет в 2015 году недосчитается 405,6 млрд руб., в 2016 — еще 1,3 трлн руб. (в сравнении с законом о трехлетнем бюджете, принятым в прошлом году). Но ослабление рубля повысит нефтегазовые поступления — почти на 900 млрд и на 1,2 трлн руб. соответственно.
Но лишних нефтегазовых доходов у бюджета не будет: разница между расчетной и прогнозной ценой нефти дает в 2015-2017 гг. дополнительно 344-356 млрд руб. нефтегазовых доходов, они должны пойти на пополнение резервного фонда, но будут потрачены полностью. Более того, проектом бюджета предусмотрена возможность потратить из резервного фонда до 500 млрд руб. (14% средств фонда) в 2015 г. на исполнение расходных обязательств, если не будет хватать доходов. Это решение ограничено пока только одним годом.
В соотношении к размеру экономики доходы бюджета за три года сократятся почти на 1 процентный пункт, нефтегазовые будут снижаться сильнее из-за стагнации цен на нефть. Ненефтегазовый дефицит бюджета, до кризиса 2008 г. не превышавший 3% ВВП, в 2015 г. вырастет до пятилетнего максимума в 10,5% ВВП (с 9,9% по итогам 2014 г.). Дефицит федерального бюджета на 2015 г. запланирован в 0,6% ВВП, или в 0,4 трлн руб. Дефицит региональных бюджетов — без учета трансфертов из центра — превысит 2 трлн руб. (с трансфертами — 0,6 трлн руб.). В целом дефицит бюджетной системы составит в 2015 г. 1,5 трлн руб.: абсолютный максимум.
Минфин сохранил план внешних займов — до $7 млрд, как и в 2014 г. План внутренних заимствований резко сокращен — до 280 млрд руб. в 2015 г. (годом ранее планировался в 677 млрд руб.), что с учетом предстоящих погашений в 721 млрд руб. — трехлетний пик выплат — предполагает привлечение на внутреннем рынке примерно 1 трлн руб. (в 2016-2017 гг. — 800-900 млрд руб.).
Правительство в 2015 г. вправе обменять внешний долг на внутренний — по согласованию с владельцами российских евробондов: такие решения могут быть приняты в целях снижения внешней задолженности и сокращения расходов на ее обслуживание, говорится в проекте бюджета. Это решение также ограничено только одним годом.
Главной задачей финансового блока правительства на ближайшие три года станет поиск дополнительных доходов и экономия по широкому спектру — от международных инвестиций до зарплат ученых и пенсий военных.
Повышение ставки взносов в Фонд медстрахования (взнос в 5,1% будет с 2015 г. взиматься со всего фонда оплаты труда, а не с ограниченной части) Минфин мотивировал грядущим в 2017 г. дефицитом фонда. Пока же дефицита нет, полученные таким способом дополнительные доходы Минфин предлагает возвращать из ФОМС в федеральный бюджет безвозмездно. По его оценке, рост социальной налоговой нагрузки принесет ФОМС 182 млрд руб. в 2015-м и 195,7 млрд руб. в 2016 г., из них самому ФОМС понадобится только 42 млрд и 65,7 млрд руб. соответственно.
Законопроектом предусмотрено право Минфина забирать в федеральный бюджет средства, заработанные и не потраченные исправительными колониями и другими учреждениями исполнения наказаний. А временно ненужные бюджетным учреждениям средства хранить на счетах Минфина.
Курс на оптимизацию бюджета предполагает в том числе мораторий на повышение денежного довольствия, учитываемого при назначении пенсии военным пенсионерам; запрет на увеличение численности федеральных госслужащих (кроме Крыма и Севастополя) и индексацию их зарплат. Всего предлагаемые меры по оптимизации высвобождают в 2015 г. почти 700 млрд руб., следует из расчетов Минфина в презентации к проекту бюджета. Самая крупная — мораторий на накопительные пенсионные взносы: 309,2 млрд руб.
Самая чувствительная мера — отмена выплат фиксированной части пенсии. Она коснется граждан, выходящих на пенсию с 2015 г., и сэкономит федеральному бюджету 30,5 млрд руб. в 2015 г., 96 млрд в 2016 г. и 169,9 млрд в 2017 г.
Расходы бюджета за 2012-2017 гг. вырастают на 33,2% при инфляции за тот же период в 38,6% (доходы растут на 29,7%). Опережающим (и инфляцию, и общий рост расходов) темпом будут расти расходы на оборону: в 1,9 раза к 2017 г. в сравнении с 2012 г. Максимально сократятся федеральные расходы на ЖКХ — в 6 раз в номинальном выражении, за счет передачи части полномочий на региональный уровень. Кроме того, Минфин предлагает отказаться в будущем году от имущественного взноса в ВЭБ на докапитализацию Российского фонда прямых инвестиций. Это оставляет в бюджете 62,6 млрд рублей.
Минфин планирует допдоходы в 2015-2017 годах почти на 955 млрд рублей. Основной вклад в бюджет 2015 года обеспечит приватизация 19,5% акций «Роснефти»— Минфин рассчитывает получить от продажи бумаг около 100 млрд рублей. Кроме того, по расчетам министерства, 41,7 млрд рублей даст бюджету взимание акциза на газ, экспортируемый по трубе «Голубой поток», 20 млрд рублей — поступления от таможенных пошлин на интернет-торговлю и др.