Фарид Хусаинов, член экспертного совета журнала «РСП-Эксперт», к.э.н., преподаватель Российской открытой академии транспорта (Москва): "За развитие железнодорожной инфраструктуры всё равно придётся платить. Вопрос только в том, каким способом это делать?
Первый вариант - выплачивая повышенный тариф за провоз по «узким местам» тем самым создавая «правильные» стимулы, способствующие развитию сети железных дорог именно там, где на инфраструктуру повышенный спрос.
Второй вариант - платить снижением гибкости реагирования на конъюнктуру рынка за счёт того, что РЖД будет долго не согласовывать порожний пробег, если у вас нет заявки на станции назначения порожнего вагона. В этом случае в относительном выигрыше будут более крупные компании-грузоотправители, у которых много заявок, под которые всегда можно заадресовать вагон. Все издержки этого решения лягут на плечи мелких грузоотправителей, которые будут ждать вагонов дольше.
Есть ещё третий вариант. Грузоотправители, которые перевозят грузы железнодорожным транспортом могут переложить часть своих издержек на те компании и предприятия, которые услугами железных дорог не пользуются. Это можно сделать, попросив государство профинансировать все расходы на строительство инфраструктуры из государственного бюджета. При реализации этого варианта есть некоторые риски, связанные с тем, что государство – строго говоря – не знает в каком объёме необходимо развивать инфраструктуру. Нужно ли её увеличить на 30 % или на 50% или в два раза? Например, в США, при сопоставимом грузообороте, эксплуатационная длина железных дорог почти в три раза больше (в 2,7). Американцам, конечно проще, у них все железные дороги – частные (кроме пассажирской компании «Amtrak»), железнодорожные тарифы не регулируются государством, и владелец будет строить дорогу только в том случае, если знает, что это строительство окупится.
А как поступить нам? Может, стоит потратить из бюджета деньги на увеличение инфраструктуры в 3 раза? Если вы готовы осуществлять финансирование, из которого сами не знаете, какая часть принесёт пользу, а какая – будет пустой тратой ресурсов на строительство египетских пирамид, то финансирование из бюджета – при определённых условиях может рассматриваться как экономически рациональное решение. При условии, что вы знаете, что инвестируете чужие деньги и не отвечаете за эффективность этих инвестиций".
По материалам статьи "Дефицит железнодорожной инфраструктуры: экономические корни проблемы"