"Заморозка тарифов естественных монополий — выстрел мимо мишени"

Раз это самый ударный на сегодня инструмент экономической политики, резонно предположить, что ударить он должен по самому больному — по катастрофической нехватке инвестиций. Правительство на это и рассчитывает: заморозка тарифов монополистов должна снизить издержки тех компаний, которые их услугами пользуются, высвободившиеся ресурсы и станут инвестициями.

Но это надпись на клетке, кто же в самой клетке? Специально не обращаюсь к оценкам пострадавших естественных монополистов, понятно, что раз у них станет меньше доходов, будет и меньше расходов, сократятся и инвестиционные программы — кто бы и что бы ни говорил о том, что этого допустить нельзя. Это закон сообщающихся сосудов. Что же произойдет с остальной экономикой? Вот прогноз Промсвязьбанка на начало 2014 года, в нем справедливо констатируется, что главное экономическое разочарование 2013 года — это недостаток инвестиций, аналитики выражают эту мысль драматичнее: налицо «инвестиционная рецессия».

Так поможет ли заморозка? Ответ Промсвязьбанка состоит из двух частей. Во-первых, «мы считаем, что в рамках завершения текущего и следующего года заморозка тарифов естественных монополий будет иметь скорее негативный эффект на экономику, прежде всего обусловленный возможным сокращением инвестиционных программ государственных монополий». Другими словами, сейчас именно эти компании — генератор инвестиций, замены им заморозка тарифов не дает. Во-вторых, «мы считаем, что до волевого решения правительства о сохранении инвестиционных программ отмеченных компаний ждать уверенного роста инвестиций в основной капитал вряд ли возможно».

Вывод: естественные монополии занимают слишком важное место в инвестиционном процессе, чтобы рисковать их инвестиционными программами при заморозке тарифов.

Есть и другие оценки: специалисты UFS Investment Company, например, уверены, что заморозка больше года не продержится, а раз так, у остальных компаний недостаточно оснований, чтобы пересматривать в пользу расширения свои инвестиционные планы.

Значит, заморозка тарифов естественных монополий — выстрел мимо мишени, на которой ускорение роста за счет новых инвестиций.

Но инфляция затормозится? Посмотрим. Но надежнее ее остановили бы все те же производственные инвестиции. Это опять арифметика: инфляция зависит не только от массы денег и массы противостоящих им товаров и услуг, но и от скорости денежного оборота, именно инвестиции в основной капитал тормозят оборот, а вместе с ним и инфляцию.

Но ведь кто-то точно выиграет? Конечно. И среди выигравших, причем наверняка в первых рядах, окажутся совсем не те, на кого рассчитывает правительство.

Всего один пример. Не все отдают себе отчет в том, что заморозка тарифов на железнодорожные грузовые перевозки еще не гарантирует, что перевозка обойдется дешевле. Есть расценки грузовых вагонов, которые принадлежат частным компаниям, и они никак не ограничены. Резонно предположить, что владельцы компаний-перевозчиков будут стремиться получить недополученное РЖД. Так что список выигравших откроют посредники. В данном случае это ПГК Владимира Лисина и Глобалтранс Игоря Мальцева, следующие в списке — владельцы торговых портов со своими опять же неограниченными расценками и так далее.

Все как с тарифами ЖКХ: наперстки остаются — и шарик выигрыша совсем не там, где должен был бы быть.

Николай Вардуль

(для "Московского комсомольца"

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика