ЦБ о драйверах роста инфляции
Банк России подсчитал, что введение в 2015 году налога с продаж и дополнительная индексация тарифов РЖД приведут к росту инфляции на 1,5%. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в кулуарах саммита БРИКС 15 июля подчеркнула, что большую роль в повышении инфляции сыграет возвращение налога с продаж.
«Мы сейчас считаем вклад разного рода решений, в том числе тех, которые обсуждаются: и возможное превышение индексации темпов роста тарифов, и возможное введение налога с продаж. Совокупный эффект тех мер, которые обсуждаются, по нашим оценкам, составляет около 1,5%», — приводит слова Набиуллиной ИТАР-ТАСС.
По ее словам, основную роль будет играть возврат налога с продаж, который сейчас обсуждается в правительстве. Она не уточнила «степень ответственности» в инфляционном процессе размораживания тарифов железнодорожной монополии.
Глава ЦБ также сообщила, что когда принималось решение по переходу к установлению цели по инфляции плюс-минус 1,5%, закладывались непредвиденные факторы: «На это и дается плюс-минус 1,5%. Если мы будем укладываться в 1,5% в среднесрочной перспективе, это не будет основанием для пересмотра денежной политики».
Как замораживались тарифы монополий
В прошлом году правительство во второй раз в новой российской истории (первый опыт был в 1999 году) приняло решение об экстраординарной мере – заморозке тарифов на услуги естественных монополий на 2014 год (для компаний, не для потребителей). Тогда же была утверждена индексация на уровне инфляции предыдущего года, то есть около 6% в год.
В мае текущего года Минэкономразвития пересмотрело прогноз индексации тарифов монополий: в 2015 году они должны вырасти на 6%, в 2016 году — на 5%, в 2017 г. у «Россетей» — на 3,6%, а у ОАО «РЖД» — на 4,5% . Как пояснили в ведомстве, изменения были связаны с пересмотром прогноза по инфляции: по обновленном прогнозу, в 2014 году инфляция может дополнительно вырасти на на 0,8-1 п. п., в 2015 году инфляция замедлится до 5%, а в 2016-2017 гг. она составит 4,5-4,3%.
Инвестиционная рецессия
Глава компании РЖД Владимир Якунин еще в прошлом году предупреждал, что заморозка тарифов или индексация на уровне ниже 8% может привести к убыткам компании и, как следствие, к сокращению инвестиционных программ РЖД. Действительно, в первом квартале 2014 года убыток монополии составил 16 млрд рублей, и это впервые за историю ОАО «РЖД». По оценкам Владимира Якунина, размер убытков по итогам года может составить около 80 млрд рублей. «Если нам заморозили рост тарифов, то это означает, что нам снизили тариф для этого года на 6% — на уровень инфляции»,— сказал Якунин. Он добавил, что инвестиционную программу этого года РЖД выполнит, но в следующие два года программа может быть урезана, если тарифы на перевозки не будут проиндексированы на 8%.
Об этом же – сокращении инвестиционных программ в результате заморозки тарифов естественных монополий – говорят и эксперты, являющиеся противниками этой меры.
- Сокращение инвестиционных программ естественных монополий, которые дают 25% от общенационального объема инвестиций в основные средства.
- По оценке самого Минэкономразвития, инвестпрограммы только РЖД, "Газпрома" и электросетей в 2014-2016 годах потеряют порядка 730 млрд рублей (сокращение их выручки из-за заморозки составит 1,1 трлн руб.).
- Заморозка тарифов снизит стимулы для повышения энергоэффективности российской экономики. По этому показателю Россия более чем вдвое отстает от развитых стран.
Аналитики Промсвязьбанка отмечали ранее: «Негатив в том, что в современных условиях именно естественные монополии остаются генератором инвестиций, заморозка тарифов, естественно, скажется на их инвестиционных программах, которые к тому же собираются ревизовать с целью сокращения. Эффект – та самая инвестиционная рецессия».
Так стоит ли игра свеч? Рассмотрим на примере РЖД. Эксперты Центра стратегических разработок подготовили доклад «Оценка крупных инфраструктурных проектов. Задачи и решения», в котором пришли к выводу: не будет роста тарифов – не будет инвестиционных резервов РЖД в инфраструктуру, а в этом случае потери ВВП к 2020 году составят 882 млрд рублей (в ценах 2010 года).
Сторонники заморозки тарифов, в частности, Минэкономразвития считало, что главный эффект от заморозки должен состоять в снижении темпов инфляции. Но поможет ли заморозка снизить инфляцию – тоже вопрос неоднозначный. Николай Кондрашов из ЦР ВШЭ считает, что «выбранная модель неполной заморозки, когда тарифы для промышленности индексироваться не будут вовсе, а для населения – вырастут на 70% от ожидаемого уровня инфляции, почти не снизит общий уровень роста потребительских цен. Они подрастут не на 5,0%, как прогнозировало Минэкономразвития до решения президента объявить тарифные каникулы, и не на 4,6%, как могло бы быть при полной заморозке, а на 4,8%, а тарифы для населения играют более значимую роль для потребительской инфляции» (цитата по «Финмаркет»).
Кстати, в бытность министром финансов Алексей Кудрин в ответ на обвинение правительства в росте цен в 2006 году заявил, что рост тарифов не влияет на инфляцию. Он пояснил, что инфляция является чисто монетарным феноменом и вызывается не регулированием тарифов, а увеличением денежной массы и перекосами расходной части бюджета.
Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ также считает, что инфляция у нас по большей части связана с денежными факторами: ростом денежной массы. Он подсчитал, что при инфляции в 6% - это 2 п.п.: 1 п.п. со стороны тарифов монополий, а еще один – рост издержек на рабочую силу.
Лед тронулся
В начале текущего года эксперты UFS Investment Company прогнозировали: «Осознавая, насколько болезненной может оказаться заморозка тарифов для государственных левиафанов и для экономики в целом, в Белом доме не решились продлевать эксперимент более чем на один год». Однако правительство держалось бы до последнего, но решение приняли в Кремле.
Владимир Путин 9 июля поручил правительству проиндексировать в 2015 году тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в размере до 10%.
Как стало известно, уже с 1 августа РЖД повышают тариф на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов на 13,4%.
При этом повышающий коэффициент не применяется в отношении экспорта дизельного топлива, перевозки энергетических газов через сухопутные погранпереходы, газового конденсата через погранпереходы и припортовые Калининградской железной дороги.
Кроме того, РЖД вводит надбавку в 12,5% к тарифу на перевозки дизельного топлива на всех направлениях, кроме экспортных перевозок через припортовые станции Дальневосточной железной дороги, где тариф вырастет на 13,4%.
Повышение железнодорожных тарифов на экспортные перевозки нефти, нефтепродуктов и дизельного топлива с 1 августа позволят компенсировать РЖД 7,5 млрд рублей недополученных доходов, сообщило 16 июля ПРАЙМ.
Повышающие коэффициенты будут действовать до конца 2014 года. «Решение об их отмене или сохранении в следующем году будут приниматься в конце года, исходя из экономической ситуации», - приводит ИТАР-ТАСС представители ОАО «РЖД».
Источник агентства также подтвердил информацию о возможном размере субсидий РЖД при условии индексации грузовых тарифов на 10% с 2015 года. «Около 45 млрд рублей - на капремонт», - сказал он. В текущем году объем субсидий на проведение капитального ремонта инфраструктуры РЖД составляет 26 млрд рублей.
Послабления, которые получила компания, еще не ставят точку в споре о целесообразности индексации тарифов: спор о влиянии роста тарифов на инфляцию, инвестиционную активность продолжается.