Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари»:
Инфраструктурные проекты – все-таки это часть государственной политики, а не что-то отдельное. Если мы посмотрим на ту политику, которая была в нулевые годы, то ее основой был ресурсный национализм: НДПИ плюс экспортные пошлины,
В результате российская экономика по паритету, по покупательной способности в прошлом году стала первой экономикой Европы и пятой в мире. Но на самом деле это все-таки достижение нулевых годов. Потому что как справедливо было сказано – такой четкой экономической линии у нас нет. И, в принципе, тот экономический рост, который мы имеем, – это, в общем, недостаточно для того, чтобы быть в мире сильным игроком.
То есть даже если мы сложим Казахстан, который составляет 10% от нашей экономики, Беларусь, которая 3,5%, в общем, это никак не меняет [ситуацию]. Хотя, когда сейчас западные инвестбанки снижают нам прогнозы по экономическому росту, они, в общем, лукавят, потому что Крым – это 1% от нашего ВВП, можно было бы все-таки прибавить.
Мы все-таки должны заняться тем, что было объявлено в 2009 году, модернизацией. Но на самом деле, модернизация это, конечно, не iPhone и не что-то близкое. К этому мы должны посмотреть на то, в чем мы реально конкурентны в глобальном мире. В принципе, у нас есть три сектора: это нефть и газ, атомная промышленность и ВПК. Все три сектора либо государственные напрямую, либо с очень высокой долей государства. Соответственно, развитие этих секторов, вместе с проектами транспорта и прочими – это единая госполитика, и они очень часто дополняют друг друга.
При этом нефть и газ - самый высокотехнологичный сектор. Причем, это не только добыча и транспортировка, это, прежде всего, нефтесервис. Если мы посмотрим на долю иностранцев в нашем нефтесервисе, то сейчас она уже более 50%, это при том, что в свое время каждая наша крупная вертикальная компания имела свое нефтесервисное подразделение, которое эту компанию обслуживало. Понятно, что потом пошла оптимизация, по-моему, пионером больше 10 лет назад был «ЛУКОЙЛ», который продал «ЛУКОЙЛ Бурение». Но, так или иначе, с точки зрения эффективности капитала акционерная компания выбирает ту компанию сервисную, которая предоставляет лучшие условия.
Но все-таки государство заинтересовано в развитии своего нефтесервисного бизнеса. И учитывая, что «Газпром» у нас государственный, «Роснефть» у нас государственная, «Газпромнефть», как дочка «Газпрома» тоже государственная, – это вопрос госполитики. Пока ничего не делается и, мне кажется, нынешнее правительство не особо хочет этим заниматься.
Единственный у нас, не скажу, что прорыв, но результат, который есть – это ведомство господина Рогозина и ВПК. Я не буду говорить о модернизации армии, это то, что делается, но не имеет монетарного выражения. Монетарное выражение – это объем экспорта вооружений. В прошлом году Россия взяла второе место, 18 миллиардов долларов. Первое место – США. Но тут есть такой момент: США - это главная страна НАТО, соответственно, США добровольно-принудительно заставляют другие страны по блоку покупать свое оружие. Действительно, наши союзники - Беларусь и Казахстан - тоже покупают наше оружие, но все-таки они покупают те образцы, в основном, которые признаны конкурентными. Учитывая все военно-политические вещи, можно сказать, что страны будут вооружаться дальше, и здесь как раз мы можем связать и экспорт вооружения, и различные транспортные плечи.
Теперь: откуда деньги? Было справедливо сказано, что, в общем, Запад, вероятно, будет в мягкой форме бойкотировать свои рынки капитала. Есть Азия, и в отличие от Запада, там нет никаких предубеждений, кроме, скажем так, каких-то уже дремучих политических моментов. Азия – это не только Китай, это вся юго-восточная Азия, кроме Японии. Не только потому, что Япония - это страна, которая в фарватере США, но в Азии так считается: либо ты дружишь с Азией, либо с Японией. Потому что за несколько сот лет японцы в очень плохом смысле «прославились» в Азии своей жестокостью и так далее, там этого ничего не забыли.
Мы с высокой вероятностью будем размещаться на азиатских рынках. Конечно, в свое время господин Дерипаска очень удачно продал слона, то есть «РусАЛ» тогда разместился не просто по завышенной цене. Его за это упрекали, но, в принципе, ведь дурак не тот, кто продал дорого. Тот, кто продал дорого, – наоборот, молодец. Поэтому это очень хороший опыт. Что касается того – нужно ли нам размещаться немедленно? На самом деле – проблем по бюджету нет, поэтому немедленно выходить РФ на рынок капитала необходимости нет. За первые два месяца текущего года у нас профицит федерального бюджета 0,3% ВВП.
А как же у нас так получилось, что экономика растет хуже ожиданий, а с бюджетом все нормально? У нас уникальная ситуация: дорогая нефть и дешевый рубль. Снижение курса рубля к доллару на 1 рубль дает 180 рублей дополнительно в казну. Да, это за счет граждан, но кто когда думал об интересах граждан прежде всего? Поэтому, в принципе, наша экономика достаточно стабильная, проблема в том, что нет промышленной политики.
С моей точки зрения, при нынешнем правительстве никакой промышленной политики не будет. Здесь ругали либералов, но и господин Кудрин, и господин Греф в нулевые годы, и господин Жуков, который, правда, никогда не считался у нас либеральным экономистом, но так или иначе, они сделали экономической чудо нулевых. Ни господин Медведев, ни господин Дворкович, скажем так, экономику они не угробили, модель просто уже построена, но ничего нового и креативного они не принесли ни с точки зрения экономической политики, ни с точки зрения инфраструктурных проектов.
И последнее, о чем я хотел сказать: инфраструктурные проекты – это еще и проблема коррупции. По мнению ведущих инвестдомов, 25-30% от CAPEX, то есть инвестиционных расходов, разворовывается. Это касается практически всех госструктур, за исключением компании «Роснефть», просто Сечин <> очень жестко подходил к этим вопросам. Там тоже есть разворовывание, но оно не превышает 10%, что для госкомпании, я думаю, очень хороший результат.