Трехступенчатый механизм
Палата представителей конгресса США приняла 11 марта резолюцию, в которой осудила действия РФ в отношении Украины и призвала Белый дом исключить Россию из «Большой восьмерки», а также ввести визовые и экономические санкции. Конгрессмены призывают Белый дом совместно с Евросоюзом принять визовые, финансовые, торговые и другие санкции в отношении высокопоставленных российских чиновников, госбанков, коммерческих организаций, государственных агентств. Резолюция Конгресса носит рекомендательный характер.
С точки зрения не самих санкций, а механизма их введения, конгрессмены делают ставку на совместные действия с Евросоюзом. На кухне Брюсселя, где тоже для России варится зелье под названием санкции, больший порядок.
ЕС делит санкции на три вида или уровня. Санкции первого уровня уже, строго говоря, введены: ЕС уже заявил о приостановке переговоров об упрощении визового режима и подписании нового базового соглашения.
Санкции второго уровня, которые ЕС готов ввести, предусматривают отказ от проведения саммита Россия — ЕС на полях саммита G8 в Сочи. Евросоюз, скорее всего, введет запрет на въезд российских чиновников, имеющих отношение к эскалации конфликта.
«Но надо иметь в виду, что обычно общественность бывает крайне недовольна тем, какие фамилии попали в черный список. Как правило, это мелкие чиновники, а не министры или хотя бы их заместители. Делается это для того, чтобы была возможность продолжить ведение диалога, а это подразумевает поездки», — оговаривается в Газете.Ru Сергей Уткин, заведующий отделом Центра ситуационного анализа РАН.
Если ограничения на въезд не помогают, вводится заморозка активов, подконтрольных соответствующей юрисдикции.
Третий уровень — это торговые ограничения. Сначала ограничивается ввоз вооружений, товаров двойного назначения, высокотехнологичной техники. Если конфликт не найдет разрешения, санкции могут коснуться и широкой гаммы поставок.
Главное – санкции не исключают переговоров. Именно поэтому они вводятся поэтапно, это своего рода принуждение к поиску невоенного решения.
Каких санкций стоит опасаться
Первый этап (уровень) введения санкций был бы практически нейтрален по отношению к экономике, если бы не реакция фондового и валютного рынков, которые, естественно, стремятся заранее отыграть то или иное развитие событий.
Даже если рекомендация конгресса США будет выполнена, и Россия лишится статуса члена «большой восьмерки», для экономики это практически незаметно. Другое дело, что такое исключение перечеркнет главное внешнеполитическое завоевание новой России, которого в свое время добился Борис Ельцин.
Суть даже не в том, что Россия потеряет какое-то влияние, это в принципе шаг назад. В «восьмерке» Россия участвовала в обсуждении важнейших вопросов мирового развития, двигалась к их решению вместе с самыми мощными и влиятельными государствами мира. Ключевое слово «вместе». Если исключение состоится, это знак изоляции России, признание того, что она движется вовсе не вместе.
Тем более нейтральны для экономики санкции против конкретных чиновников.
Экономика начнет живо реагировать на санкции третьего уровня. К ним стоит присмотреться повнимательнее. Россия достаточно широко шагнула в мировую глобальную экономику, поэтому санкции бесследными точно не будут.
В торговом балансе нашей страны главными партнерами являются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), значит, экономические санкции со стороны ЕС самые весомые.
Россия зависит от импорта, в ряде сфер критически. Если (не дай Бог!) дело дойдет до полнометражной экономической блокады, как это было с Ираном, то последствия, скажем, на фармацевтическом рынке могут оказаться катастрофическими. На импорт сейчас приходится свыше 70% потребляемой в России фармацевтической продукции, при этом импорт из стран ЕС – 71,8% всего российского фармимпорта, из США — 4,7%, из Индии — 6,1%. Тем, кто любит суверенность в любых сочетаниях, стоило бы обеспечить большую защиту российской экономики и общества в подобных уязвимых точках.
Можно привести и совершенно другой пример. Во время быстротечного российско-грузинского вооруженного конфликта 2008 года ряд российских нефтеперерабатывающих заводов простаивал. Причина – отсутствие импортных присадок, без которых встало производство бензина. То есть даже в топливно-энергетическом комплексе, там, где Россия, казалось бы, занимает ведущее место в мире, мы не можем обойтись без импорта.
Если рассматривать сценарий «экономической блокады», то она коснется и российского экспорта, нефти и газа. США уже предлагают ввести ограничения на поставки из России. Но Европа к этому явно не готова. В Европу Россия направляет 67,5% своего нефтяного экспорта, а в США – только 6%. Соответственно, в структуре европейского потребления нефти на поставки из России приходится 46,38%. Эмбарго попросту невозможно.
Газовая отрасль России практически ориентирована на страны Европы и СНГ: так, в Европу через трубопроводы поступает 64,70% российского газа, в страны постсоветского пространства — 27,85%, оставшаяся доля отправляется в Азию в виде сжиженного природного газа. Европа уже диверсифицировала свои газовые поставки и в дальнейшем будет еще активнее закупать газ у российских неевропейских конкурентов. Так, на ее рынке газа, несомненно, увеличится доля США, Алжира и Кувейта.
Санкции, естественно, скажутся и на поведении иностранных инвесторов. 3 марта управление торгового представителя США объявило, что прерывает переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций до разрешения конфликта вокруг Украины. Сомнительно, что Европа способна на аналогичные меры, так как через европейские офшоры проходит значительный поток инвестиций как из России в Европу, так и наоборот. Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Россию, то можно увидеть, что США выступают далеко не главным инвестором — на их долю приходится 2,7% всех иностранных инвестиций в Россию.
Самая болезненная для России часть американских санкций – это санкции против российских банков, а также замораживание счетов российских государственных и частных компаний в США.
Строго говоря, эти санкции могут затронуть и россиян, не имеющих никаких счетов и имущества в США. Financial Times со ссылкой на свои источники в администрации Барака Обамы сообщила, что власти США могут ввести санкции против российских банков, взяв за образец те, что вводились в отношении банков Ирана. В этом случае банки лишатся доступа к контролируемым США платёжным системам и возможности проводить операции в долларах. Тогда все российские держатели карт Visa и MasterCard, которые составляют подавляющую долю на рынке «пластика», окажутся лишёнными возможности ими пользоваться. Но это уже совсем крайний вариант.
Пока же угроза санкций обесценивает рубль и заставляет падать российский фондовый рынок, проблема последнего в его слабости и неразвитости – он принадлежит иностранным компаниям практически на 70%, и это, конечно, повышает его уязвимость. Что же касается рубля, то в его текущие котировки «не заложен сценарий введения жестких экономических санкций», — отмечает Михаил Гонопольский, директор Центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка.
Если Запад решится на введение существенных санкций, которые перекроют доступ российским компаниям и банкам к зарубежным рынкам капитала или же будут угрожать стабильности операционной деятельности российского бизнеса, то рубль вновь обвалится. Возможно, на несколько процентов к основным валютам.
Западные аналитики выносят промежуточные оценки макроэкономических последствий обострения российско-украинских отношений. Так, крупнейший финансовый конгломерат мира Citigroup понижает прогноз по росту российской экономики в 2014 году с 2,6 до 1%. Крымский кризис усугубил уже имеющиеся в российской экономике проблемы, объясняет главный экономист по России и странам СНГ Citigroup Иван Чакаров. Неопределённость намерений России в отношении Украины может иметь негативные последствия для суверенного кредитного рейтинга России, говорится в обзоре международного рейтингового агентства Moody’s. «Негативные настроения могут привести к увеличению оттока капитала из частного сектора, что повлияет на рост ВВП России», – отмечается в сообщении агентства. Кроме того, «угроза потенциальных политических и экономических санкций со стороны Запада может повлиять на кредитоспособность российских заёмщиков». Международное рейтинговое агентство Fitch считает, что украинский кризис повышает риски для российской экономики, в которой уже наблюдается ослабление, проявляющееся в снижении курса рубля и в бегстве капитала. Эксперты агентства полагают, что если западные санкции будут введены, потенциальное влияние на рост и инвестиции может привести к пересмотру агентством суверенного рейтинга России.
Спираль или штопор?
Проблема любого обострения отношений в том, что этот процесс чем дальше, тем труднее остановить. Речь не столько об Украине, сколько о санкциях. В России уже не раз заявляли о том, что они - обоюдоострое оружие.
С одной стороны, можно предполагать, что угроза ответных санкций может их если не полностью предотвратить, то смягчить. Для этого есть определенные резоны. Например, при введении американских санкций против российских банков и заморозке активов российских государственных и частных компаний в США, Вашингтон, конечно, будет учитывать, что под ответным ударом окажутся и американские банки в России. Например, Goldman Sachs в прошлом году подписал с правительством РФ трёхлетний контракт по оказанию консультационных услуг и улучшению инвестиционного климата в стране. Инвестбанк Morgan Stanley собирается продать «Роснефти» своё нефтетрейдерское подразделение. А Citibank, 100-процентная «дочка» американского Citigroup, является одним из крупнейших игроков на рынке розничного кредитования, корпоративного обслуживания и консультирования крупных сделок слияния и поглощения. Глобализация экономики может обернуться и лоббизмом против санкций со стороны отдельных компаний.
Но мейнстрим здесь, увы, другой: санкции в ответ на санкции – и так далее по спирали эскалации. А это очень опасный путь. Не выигрывает никто, но Россия проигрывает больше. Потому что она рискует потерять перспективу развития. Именно так случится, если Россия будет вынуждена сосредоточиться на внутреннем рынке. Изоляция приводит к тому же к политической затхлости, а это уже не только экономический, но и социально-политический регресс.
Николай Вардуль