В рамках XI Красноярского экономического форума состоялось заседание круглого стола «Восточный полигон как источник роста российской экономики». Министра транспорта Максим Соколов в своем выступлении отметил, что вопросы развития инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке являются приоритетными для транспортной отрасли всей страны.
«Это продиктовано объективными факторами, эти территории являются естественным транспортным мостом между Европой и странами Восточной Азии, которые уже длительное время являются локомотивом мировой экономики», - сказал Соколов.
Согласно прогнозам ведущих международных организаций, тенденция опережающего экономического роста этих стран сохранится, что создает объективные предпосылки для дальнейшего развития производственных проектов, ориентированных на экспорт российской продукции. И в этой связи все большую актуальность приобретают вопросы транспортной доступности рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
По словам министра, основными транспортными маршрутами на этом направлении являются Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали, объединенные понятием «Восточный полигон».
Он отметил, что, несмотря на замедление темпов экономического роста и, как следствие, общее снижение объемов железнодорожных перевозок в прошлом году, на Восточном полигоне рост объемов перевозок сохранился.
По мнению Максима Соколова, в дальнейшем наибольший прирост объемов грузов будет обеспечен за счет реализации проектов по добыче полезных ископаемых. В период до 2020 года объемы перевозок каменного угля и различных руд с основных действующих и перспективных месторождений полигона оценены более чем в 113 млн. тонн.
Наибольший прирост грузовой базы ожидается с Эльгинского угольного месторождения в Республике Саха (Якутия), а также Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва, для освоения которого предусматривается строительство новой железнодорожной линии Кызыл-Курагино. Среди рудных месторождений наибольшее влияние на загрузку сети Восточного полигона окажет разработка Кимкано-Сутарского железорудного месторождения в Еврейской автономной области, Таежного железорудного месторождения в Республике Саха (Якутия), Быстринского и Бугдаинского полиметаллических месторождений в Забайкальском крае.
По экспертным оценкам, развитие Восточного полигона позволит дополнительно создать до 40 тысяч рабочих мест, как в период проведения самих работ, так и в период эксплуатации промышленных и добывающих предприятий, деятельность которых становится возможной за счет обеспечения транспортной доступности. «Развитие Восточного полигона является на сегодня одним из потенциальных источников роста всей российской экономики», - сказал Максим Соколов.
По мнению главы Минтранса РФ, расширение пропускных способностей Восточного полигона должно сопровождаться увеличением перегрузочных мощностей морских портов Дальнего Востока. За последние 6 лет они выросли почти в два раза за счет строительства современных перегрузочных комплексов для перевалки угля, сырой нефти и сжиженного газа.
Для наращивания перевалочных мощностей этих портов начаты проекты по строительству перегрузочных комплексов, например, в порту Восточный в районе мыса Петровского м (17 млн. тонн угля и 3 млн. тонн железорудного сырья в год) и в порту Ванино в бухте Мучке (до 24 млн. тонн угля в год). В других дальневосточных портах также приступили к реализации аналогичных проектов.
Министр выразил уверенность, что Восточный полигон и целый ряд других транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке станут драйвером роста российской экономики на длительную перспективу.