Как реализовать Послание Путина. Чем политические технологии отличаются от политтехнологий?

Конституция и технология

На этом стоит остановиться. Мы привыкли к словечкам «политтехнологии», «политтехнологи». Их содержание – стремление и умение добиться тех или иных политических целей, действуя не прямо, из-за кулис или из-под ковра. Мы уже почти привыкли к тому, что именно так и делается «реальная политика».

Но есть и собственно политика со своей открытой, прямой технологией. Именно ей и было посвящено Послание.

На мой взгляд, прежде всего здесь и есть связь Послания с Конституцией. Конституция – не просто Верховный закон, не новая хоругвь, а правовая база, позволяющая выстроить технологию достижения целей, естественно, Конституции соответствующих.

Послание 12 декабря – это, прежде всего, ответ не на вопрос «что делать?», а на вопрос «как делать?». Уверен, с точки зрения духа Конституции, как и настоящей политики, «как» не менее важно, чем «что».

В Послании говорится: «Смысл конституционной нормы о социальном государстве – именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны». И еще: «Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение».

Собственно, именно эту цель и реализуют dialogi.su. Наш проект создан для того, чтобы стать площадкой экспертных дискуссий по темам, вызывающим живой общественный интерес. Мы организуем дискуссии не ради самих дискуссий, хотя они и бывают очень интересными, важно не перекричать друг друга, как это бывает на близких нам по своим задачам телевизионных ток-шоу, а выйти на конструктив, на решение проблемы, которая и вызвала дискуссию. Наши дискуссии оказались в мейнстриме, если отталкиваться от президентского Послания. Мы говорили о межэтнических отношениях в современной России и о трудовой миграции, роли русского языка в России и в мире, сирийской проблеме, об инвестиционном климате, о политических и экономических аспектах ситуации, сложившейся сегодня на Украине, – все эти темы нашли отражение в Послании. Считаем работу нашего сайта вкладом в подготовку закона «Об общественном контроле», о котором говорил Владимир Путин.

Как выполнить майские указы?

Но вернемся к конкретным политическим технологиям из Послания. Есть уже практически хрестоматийный пример – майские указы 2012 года. Они предусматривают, в частности, расширение социальных государственных расходов. Но есть объективная ситуация – замедление экономического роста, сужающее базу госдоходов. Как решить эту задачу, не прибегая к инфляционной накачке экономики деньгами?

Правительство – кто тихо и неофициально, а кто вполне публично – придерживается позиции, что раз ресурсов стало меньше, то и задачи следует пересмотреть. У президента принципиально иная точка зрения: «Да, конечно, мы с вами хорошо знаем, экономическая конъюнктура может меняться, она и меняется. Но это не повод говорить о ревизии целей. Нужно заниматься делом и искать решения, чётко расставлять бюджетные и другие приоритеты. Прошу актуализировать все государственные программы».

Есть в Послании и не столь академический подход к этой политической проблеме: «Мы выделяем огромные ресурсы, но если не проводить реформы, вместо качества будут расти только неэффективные расходы, раздуваться управленческий аппарат, что и происходит часто на практике. Обращаю на это внимание и федеральных органов власти, и руководителей регионов Российской Федерации».

Политические технологии – это и есть реформы, и совсем не обязательно калибра приватизации. «Переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (причём как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений» – это и есть технология решения поставленных задач и соответствующие реформы. Но и их недостаточно. «Важнейшая задача – создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы, а значит провести эффективную оптимизацию бюджетной сети», – чиновники уже зарекомендовали себя как никудышные реформаторы, они больше заинтересованы в том, чтобы перемен и, соответственно, новых задач было меньше, признает президент Путин.

Вопрос о выполнении майских указов, однако, остается открытым. Технология есть, технологов маловато.

Двойное дно офшоров

Технология – штука тонкая. Что особенно заметно на примере борьбы с офшорами, это тоже одна из тем Послания.

Строго говоря, есть некое противоречие, когда президент, с одной стороны, говорит об успехах в улучшении делового климата, а с другой, – констатирует, что в деле деофшоризации российской экономики прогресса практически нет. Противоречие в том, что уход российских компаний в офшоры (и не только туда) – это не столько бегство от российских налогов (по мировым меркам они вовсе не разорительны, хотя их администрирование образцовым никак не назовешь), сколько недоверие бизнеса к российской юрисдикции как таковой. И главные причины – недостаточная защита частной собственности (достаточно упомянуть, что в недрах российского законодательства постоянно всплывают проекты норм, предусматривающие более строгую кару за нанесение ущерба госсобственности по сравнению с частной собственностью, что нарушает Конституцию, гарантирующую равноправие всех форм собственности) и отсутствие независимого суда. В конце концов, урегулирование имущественных отношений, упомянутое в Послании, между российскими гражданами-акционерами ТНК ВР и купившей их долю российской госкомпанией «Роснефть» проходило не в России и не по российскому праву очевидно не из-за налогов.

Инвестиционный климат, таким образом, измеряется вовсе не только продвижением по маршрутам «дорожных карт», в которых о независимом суде ничего не говорится, хотя бы потому, что соответствующие реформы не в юрисдикции правительства. Сказанное вовсе не означает, что эти карты не нужны.

Но нужны не только они, о чем, в частности, на заседании Экономического совета с участием Владимира Путина говорил президент РСПП Александр Шохин.

Какую же технологию для разрешения этой ситуации выбирает Послание?  Вот главная экономическая новость, которую преподнес президент: «Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять».

В обосновании этой позиции Путин специально подчеркнул, что его предложение не является чем-то исключительным: «В некоторых странах уже вводится такая схема: хотите в оффшорах – пожалуйста, но деньги сюда. Вводятся в странах с развитой рыночной экономикой. И работает такая схема».

Изгнание из «налогового рая» только налогами, впрочем, не ограничивается: «Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантиями. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием».

В общем, «не гонялся бы ты, поп, за дешевизною». Вот только скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Масштаб офшоризации российской экономики измеряется не столько приведенной президентом цифрой в $111 млрд – такова стоимость российских товаров, по оценке президента, прошедших в 2012 году «через офшоры или полуофшоры», сколько тем фактом, что в офшорах зарегистрированы практически все крупнейшие российский частные компании, а также ряд компаний с госучастием. Буквальное выведение всего российского из офшоров означает перекройку всех деловых связей. В чем вряд ли заинтересовано и само государство. А значит, ответом со стороны бизнеса будет, во-первых, увеличение бегства капиталов из России; во-вторых, поиск ответных технологий, то есть регистрация в России компаний, конечный собственник которых со своим холдингом останется зарегистрированным где-то на берегу теплого океана.

Повторяю: предприниматели готовы отдавать российскому государству причитающиеся ему налоги, но не готовы полностью отказаться от «второго паспорта» для своих компаний, который, как они уверены, дает им больше гарантий за счет возможности обращения при возникновении конфликтных ситуаций к нероссийскому суду.   

А про укрепление независимости российского суда в Послании прямо ничего не сказано. Президент говорил о поправках в Конституцию, объединяющих Верховный и Высший арбитражный суды. Он полагает, что «объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа – равенства всех перед законом». Остается надеяться, что тем самым укрепится и независимость самого суда. Именно этого требует Конституция.

Николай Вардуль 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика