Анатолий Волосов, директор по развитию «Еженедельника ФУТБОЛ», председатель аттестационной комиссии, ведущий преподаватель специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Бизнес-школы RMA, независимый консультант по вопросам управления, эксплуатации и коммерческого использования спортивных сооружений, с 1994 по 2007гг. включительно – Исполнительный директор по экономике, Директор Департамента коммерческого использования спортивных сооружений ЗАО «Футбольный клуб «Динамо-Москва»: "Ограничение финансирования спорта высших достижений за счет госкорпораций, федерального и местных бюджетов — это правильный подход, чтобы за счет непрофильных расходов не росли тарифы естественных монополий, а профессиональный спорт не финансировался за счет налогоплательщиков, т.е. за счет нас с вами. Но делать это резко нельзя.
Если сейчас в России будет введен полный запрет на подобное финансирование клубов, это приведет к банкротству большинства из них. Клубы проводили дорогостоящие трансферные сделки, имеют действующие долгосрочные трудовые контракты с футболистами и тренерами, предусматривающими огромные расходы на оплату труда.
За подписание контракта Халк получил бонус в размере 10 млн евро, трансфер нападающего обошелся «Зениту» (то есть «Газпрому») в 60 млн евро, его годовая зарплата в «Зените» составляет 5 млн евро, с ним подписан контракт на пять лет ( по данным sports.ru).
Не факт, что такого дорогостоящего игрока, со столь высокой зарплатой удастся быстро реализовать на трансферном рынке. Разрыв же трудового контракта с ним приведет к выплате неустойки и значительным финансовым потерям для клуба.
Даже если клубы смогут избежать банкротства, они однозначно не будут соответствовать финансовым критериям системы лицензирования УЕФА/РФС и не получат лицензию, как минимум, на участие в европейских клубных турнирах. Или она будет у них отозвана.
Необходимо поставить клубы в такие условия, чтобы они сами учились зарабатывать и постепенно уменьшать долю финансирования со стороны государственных структур.
Целесообразно было бы на первом этапе ограничить долю такого финансирования определенной суммой, а затем, с каждым годом, например в течение 3 или 5 лет, постепенно ее уменьшать. Тогда у клубов будет возможность перестроиться и начать зарабатывать самостоятельно и жить по средствам.
Справка dialogi.su
В сентябре 2009 года Исполнительный комитет УЕФА единогласно утвердил концепцию финансового Fair Play, направленную на долгосрочное развитие европейского футбола. Спортивное сообщество целиком поддержало концепцию, основные задачи которой:
• сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной;
• снизить инфляционный эффект и давление на зарплаты и трансферные расходы;
• поощрить здоровую конкуренцию между клубами в финансовой области;
• способствовать долгосрочным инвестициям в детско-юношеский футбол и развитие спортивной инфраструктуры;
• сделать европейские клубы стабильнее в долгосрочной перспективе;
• содействовать своевременному погашению задолженностей клубами.
Следуя требованиям европейского футбольного сообщества, УЕФА вводит перечень конкретных и осуществимых мер для реализации поставленных задач. В их число входит наложение на клубы обязательств по урегулированию в перспективе своих затрат до уровня доходов. Таким образом, клубы не смогут на постоянной основе тратить больше, чем зарабатывают, а также будут обязаны выполнять все взятые на себя финансовые обязательства.
Эти правила обязательны для участия в европейских футбольных соревнованиях.
Согласно этим требованиям, клубы должны быть неубыточны в течение определенного времени (трех лет), то есть расходы не должны превышать их доходов. При этом на трехлетний переходный период допускается это превышение, ограниченное конкретной суммой, которая с каждым годом снижается.
При этом должен соблюдаться принцип ревалентности доходов, т.е. поступления клубов от спонсоров, доходы от ренейминга принадлежащих им стадионов должны быть сопоставимы с этими показателями клубов других европейских стран и соответствовать их спортивным достижениям и рейтингу чемпионата соответствующей страны.
Например, титульный спонсор самого успешного в прошлом европейском сезоне клуба - мюнхенской «Баварии» - сотовый оператор Deutsche Telekom AG по спонсорскому соглашению платит клубу около 25 млн евро за сезон. Соответственно, спонсорские соглашения «Зенита» с «Газпромом» и РЖД с московским «Локомотивом», учитывая результаты их выступлений в российских и международных соревнованиях, никак не могут превышать эту сумму. В случае превышения соответствующий департамент УЕФА при проверке соблюдения клубами принципов финансового Fair Play может посчитать значительную часть поступлений от таких спонсорских контрактов неревалентными и не зачтет в общую сумму доходов клуба.
То же касается доходов от нейминга (ренейминга) стадионов: мюнхенская «Альянц-Арена», построенная на средства клубов «Бавария» и «Мюнхен 1860», получит от транснациональной страховой корпорации «Альянц» за то, что стадион носит ее имя, 180 млн евро за 30 лет. То есть 6 млн. евро за год. Аналогичные соглашения российских клубов в отношении принадлежащих им спортивных сооружений, по мнению УЕФА, как минимум, не могут быть больше указанной суммы.
Таким образом, с целесообразностью принятия подобного законодательного акта вряд ли стоит спорить, но важно не торопиться, не рубить с плеча, как , к сожалению, принято в нашей стране, а провести разумные преобразования в разумные же сроки. И четко прописать все это в законе.